Фото предоставлено пресс-службой театра
В Нижегородском театре оперы и балета в дни открытия фестиваля «Болдинская осень» прошла «Школа музыкальной журналистики». Ее формат - диалог между профессионалами и начинающими авторами. Этот проект поддержали Союз композиторов России и Министерство культуры РФ. Среди слушателей были не только нижегородцы, сюда приехали и будущие журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми. В том числе и автор этого материала.
На что обратить внимание при написании рецензии? Как подготовиться к посещению премьеры? Какие приемы использовать в интервью? На эти и многие другие вопросы ответили в первый же день «Школы» ведущие российские журналисты и музыковеды: главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая, заведующая отделом культуры «Независимой газеты» Марина Гайкович, музыкальный обозреватель Радио России Ольга Русанова, музыковеды, театральные и музыкальные критики Лариса Барыкина (Екатеринбург), Татьяна Бочкова, Юлия Медведева (Нижний Новгород), Ада Айнбиндер, Михаил Мугинштейн (Москва). Лекционный блок в рамках «Школы музыкальной журналистики» был открыт для посещения всем желающим, тем увлекательнее были дискуссии после лекций.
Практическая часть «Школы» представляла собой непростую задачу для активных слушателей – написать полноценную рецензию после посещения премьеры оперы «Евгений Онегин» в постановке Сергея Новикова. Режиссер внес значительные изменения в сюжет Пушкина-Чайковского: представил сюжетные повороты и самих персонажей оперы в ином свете, перенес действие в другой временной промежуток, в иной исторический контекст, спас Ленского от гибели, пожертвовав при этом Зарецким. В спектале было множество нюансов, которые необходимо было заметить, грамотно описать, а главное – попробовать оценить. Несколько авторов решили испытать себя в другом жанре – взять интервью у солистов.
Второй день «Школы музыкальной журналистики» начался с «разбора полетов». Евгения Кривицкая, Лариса Барыкина и Ольга Русанова провели ридинг-сессию, оценив работы начинающих музыкальных журналистов. Несмотря на все волнения авторов, встреча прошла на уважительной ноте – никого не ругали, скорее, давали ценные рекомендации на будущее.
Итоговым событием «Школы» стала творческая дискуссия: «Евгений Онегин. Искушения режиссера», где Сергей Новиков рассказал о своем видении оперы Чайковского и ответил на вопросы участников.
«Школа музыкальной журналистики» длилась всего лишь пару дней, но ее программа была насыщенной. Лекторы сетовали на ограниченный тайминг выступлений, а часть участников «страдала» от переутомления – слишком много информации в такой сжатый срок. Настоящий оперный экстрим!
Своими впечатлениями поделились сами участники. «”Школа музыкальной журналистики” – отличная возможность пообщаться с ведущими экспертами в сфере культуры и побыть “штатником” одного из топовых изданий о музыке в России. Этот проект имеет большое значение как для города двух Н, так для нас, молодых журналистов», – отметила студентка Нижегородской консерватории Анна Новикова.
«Удалось взять интервью у солиста театра — для меня это был первый подобный опыт. С удовольствием буду принимать участие в подобных проектах и далее!» – призналась студентка РАМ имени Гнесиных Мария Гордиевская.
«Я бы описала эту школу как двухдневный умственный путь, где по небольшим шагам развертываются “чертоги разума” опытного музыкального критика: проанализировать контекст постановки, вспомнить принципы написания рецензии, изучить первоисточники. По сравнению со всеми этими действиями, создание финального текста – лишь верхушка айсберга. Эти два дня выдались очень полезными», – подвела итог студентка из Санкт-Петербурга Анна Прядко.
Подобные проекты в сфере культуры необходимы студентам и молодым специалистам – это редкая возможность проверить свои способности, лично познакомится с известными мастерами, а главное – определить, каким ты хочешь видеть свой карьерный путь. Хотелось бы видеть больше подобных проектов в различных регионах России.
Нижний Новгород - Пермь
комментарии(0)