Сцена дуэли в Петропавловском равелине. Фото предоставлено пресс-службой театра
В Нижегородском театре оперы и балета прошла премьера «Евгения Онегина» Чайковского. Режиссер Сергей Новиков придумал и даже пошагово обосновал свою идею на встрече с критиками и слушателями школы музыкальной журналистики, которую театр совместно с Союзом композиторов России проводил в дни премьеры. Но глубокое знание российской истории не спасло оригинальную концепцию от несоответствия партитуре.
Ссылаясь на то, что Пушкин не маркировал точно время действия романа, а Чайковский и сам не прочь был вмешаться в замысел первоисточника (тут постановщик, правда, ссылается на «Пиковую даму»), Новиков не только меняет время действия и переносит его на рубеж XVIII и XIX веков, но и вмешивается в композицию оперы, которая, кстати, точно следует плану Пушкина. И предельно точно обозначает время действия оперы: 1820-е годы.
Первые две картины не предвещают сюрпризов, разве что отличаются грамотным мизансценированием, пусть и с пыльным налетом традиции. Старая безвкусная усадьба, кровать с шишечками и балдахином, медный таз с вареньем, мальчик с графинчиком наливки, которому перепадает от не в меру сексапильной помещицы Лариной в исполнении Карины Хэрунц, крестьяне с жуткими вилами и крошечными снопами и т.д. (сценограф Александр Купалян). На видеопроекции (ее автор – Дмитрий Иванченко) – огромная библиотека, заставленная, очевидно, Грандинсоном, Ричардсоном и прочей сентиментальной литературой, источник романтических мечтаний и терзаний Татьяны, где героиня возносится к колосникам и выводит на воображаемом окне буквы ЕО и, представляя себя уже замужней дамой, ТО.
Третья картина режиссером пропущена, и мы оказываемся на именинах Татьяны, где Онегин, как известно, раздражается и т.д. «Зачем приехал я на этот глупый бал?» – вопрос в данном контексте не праздный. Очевидно: на день рождения к невесте. В чем же Ленский виноват? Дальше – надо постоянно уводить Татьяну со сцены, иначе как жених объяснит невесте свои ухаживания за ее сестрой? А ведь не спето ни единого любовного дуэта… Да как спеть – у Чайковского, который в этом произведении крайне трепетно придерживался пушкинского замысла, хотя постановщик и утверждает иное, оные не запланированы.
Наконец, перчатка (тоже не сразу) брошена, поднята, но в последний момент Ленский решает выступить в духе Владимира Вольфовича Жириновского, плеснув обидчику в лицо стакан морса. Да промахивается, и напиток попадает аккурат в портрет Павла Первого, украшающий усадебную залу. За что поэт арестован и будет казнен. Следователем по делу окажется Онегин (это можно понять лишь из буклета), и не только следователем, но и исполнителем приговора. Расчет последнего состоит в том, чтобы убить Зарецкого, который здесь, получается, охранник. Новиков подробно рассуждает о дуэльном кодексе – дескать, Онегин разозлился, что тот не предложил по протоколу соперникам примириться. То есть выходит, это сиюминутное решение, и вообще-то Онегин шел в Петропавловский равелин с твердым намерением друга застрелить. Но – нет, молодой человек подготовился, заранее дав отставку Татьяне, методично лакируя ногти в Большом театре (третья картина идет перед пятой). Друзья бегут, и эта анекдотическая ситуация разворачивается на трагедийном звучании предсмертной арии Ленского, которой Чайковский маркирует прощание с поэтом, прощание с прошлым веком, прощание героев с прошлой жизнью – навсегда.
Однако не в этой постановке. Ибо после восшествия на трон Александра Первого, который амнистировал убийцу, Онегин и Ленский возвращаются на родину. Татьяна быстренько с участью отставленной невесты смирилась и вышла замуж. Онегин, чьи чувства не остыли, уламывает ее стать своей любовницей, но получает отказ.
Чайковский писал лирическую повесть несчастных душ, а не авантюрный роман. Только вот режиссер опирался не на партитуру, а на свои представления о российской истории. Удивительно, что в интервью, которые сделали в блицформате слушатели школы музыкальной журналистики, певцы с восторгом отнеслись к замыслу постановки. Наверное, из-за отсутствия критического подхода к предлагаемым обстоятельствам – спишем это на недостатки молодости, малый опыт и пиетет перед режиссером.
А в спектакле пели даже дебютанты, порой срывающимися голосами, зато с огромной отдачей. Для Романа Мамалимова (Ленский) и Валерии Горбуновой (Ольга) это первый выход на большую сцену. Можно было бы представить, что примерно так же могли звучать первые исполнители оперы, которую композитор написал для студентов Московской консерватории.
Семен Антаков и Мария Калинина (Онегин и Татьяна), обладатели красивых сильных голосов, в дуэте выглядели и звучали весьма органично. В этом году именно они представят Россию на конкурсе Пласидо Доминго «Опералия».Дирижер Дмитрий Синьковский интерпретирует «Онегина» сдержанно, не предаваясь чрезмерным чувственным излияниям. Возможно, тут есть внутреннее желание представить, как опера могла звучать 150 лет назад.