Бренд премии остался у СТД. Фото агентства «Москва»
Российская национальная театральная премия «Золотая маска» подвела итоги сезона 2022/23 года, объявив номинантов. В их число вошли 56 постановок со всей России. Традиционные шорт- и лонг-листы премии появились раньше, чем обычно. Причиной послужил предстоящий «раздел» премии. Проводить фестиваль всероссийского уровня в Москве весной предстоит новой дирекции.
Ранее стало известно о срочной реформе премии. Союз театральных деятелей России (СТД), учредитель «Маски», разработал новое положение, изменения должны коснуться руководства премии, состава номинаций, экспертного совета (ЭС) и жюри. Новое положение должны утвердить 30 октября. После волны протеста в лице театральной общественности СТД в сентябре публично отказался – на время – от идеи ликвидировать избранные номинации, что означало бы крайне правый консервативный подход к фиксации театрального процесса. Но не отказался от главного: СТД, как соучредитель, выходит из состава участников АНО «Премия и фестиваль «Золотая маска» и создает собственную исполнительную дирекцию.
И созыв жюри (со следующего года – ЭС), и главное – проведение фестиваля и церемонии награждения отныне будут организованы новой дирекцией, которой предстоит за считаные месяцы освоить колоссальный масштаб работы. За исключением редких случаев, все номинанты ежегодно со всей страны приезжали с гастролями в Москву, регионы отвечали только за проезд труппы. Спустя 20 лет экс- команда «Маски» под руководством Марии Ревякиной, проводившая конкурсную программу в Москве, завершает свою работу. В ближайшее время команда планирует объявить о новых проектах, которым, очевидно, станет развитие всех ее дополнительных гастрольных и образовательных программ, накопившихся за эти годы. Главным знаком качества «Маски» всегда было признание «профессионалов профессионалами». Будущая дирекция будет полностью подконтрольна аппарату СТД, а значит – Министерству культуры, с правом последнего вмешиваться как в списки экспертов, так и номинантов.
Итак, в драме на соискание звания «лучших спектаклей» выдвинуты в первую очередь работы признанных мастеров: «Чайка» Льва Додина, «Леопольдштадт» Алексей Бородина, «Один восемь восемь один» Валерия Фокина. Список «большой формы» дополняют как известные игроки (Псковский театр и Театр драмы Омска с постановками петербургских режиссеров – Никиты Кобелева и Петра Шерешевского), так и театры, впервые или впервые за долгое время попавшие в список номинантов. Примечательно, что все они из национальных республик России: Северо-Осетинский театр им. В. Тхапсаева (Владикавказ), Театр им. Г. Камала (Казань), Марийский театр драмы им. М. Шкетана (Йошкар-Ола), Национальный театр Карелии (Петрозаводск). Татарстан вообще выдвинут очень обширно: есть еще два номинированных спектакля в «малой форме» (Буинский театр и татарский ТЮЗ Казани), а также четыре номинации постановки Татарского театра кукол «Экият».
В «малой форме» лидирует северо-восток России – Сибирь и Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре и южносахалинский «Чехов-центр»). Дважды выдвинут Драматический театр Новокузнецка, есть номинации у Новосибирска (театр «Старый дом»), еще раз Театра драмы Омска и Красноярского ТЮЗа, также фигурирует ТЮЗ Нягани. Столицы же представлены скромно: всего два спектакля Петербурга («Театро Ди Капуа» и театр «Суббота»), Москва и вовсе в одном лице Театра им. Вахтангова (выбран лучший спектакль за его последние два сезона – «Генерал и его семья»). В куклах наблюдается тот же «перевес» провинции. Только один спектакль из Петербурга, остальные из регионов: Омск, Красноярск, Чебоксары, Ханты-Мансийск. И лидируют пока все те же режиссеры-кукольники, за постановками которых гоняются все театры: Руслан Кудашов и Александр Янушкевич.
В номинацию «Эксперимент» попали в этот раз спектакли на стыке драматического и музыкального театра (саундрама «Чайка» Александринского театра и драма с участием оркестра «Катерина Измайлова» Пермского Театра-Театра), а также театральной и музейной практики: сайт-специфик спектакли «Тело театра» екатеринбургских «Провинциальных танцев» и «Красный фонарь» в петербургском театральном музее, документальный видеоспектакль-застолье Музея судьбы русской деревни села Учма и спектакль-инсталляция казанской площадки «МОН».
Судя по короткому списку в музыкальном театре, эксперты пытались отметить тех творцов и те направления, которые должны представить театр будущего. Концепция понятна, но в свете завершения 20-летней истории «Маски» выглядит неразумно, ибо, к большому сожалению, иллюстрирует все те претензии, которые и предъявляли к премии (театры и персоны – любимчики, недостаточное внимание к хорошему традиционному театру, балетной классике, ошибки в определениях жанра, несбалансированный состав ЭС и т.д.).
Подавляющее, если не рекордное количество номинаций за всю историю премии отдано Перми – счет идет на десятки, затем идет Екатеринбург, в балетной номинации просто исключены другие города. Здесь представлены спектакли Вячеслава Самодурова, Антона Пимонова и Максима Петрова на музыку современных российских композиторов, которые тоже номинированы (Алексей Сысоев, Владимир Раннев и Антон Светличный). В этой номинации, надо сказать, свет российской композиторской школы – Дмитрий Курляндский с музыкой к пермской «Катерине Измайловой», Валерий Воронов с прологом и эпилогом к опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода», Владимир Горлинский и Александр Белоусов с музыкальными инсталляциями «Нонсенсорики Дримса» (спектакль Электротеатра Станиславский номинирован как опера), Настасья Хрущева – «Тело театра» сочинено и поставлено как путешествие по зданию, который город подарил своей знаменитой труппе (номинация не «Современный танец», а «Эксперимент»). При этом в «Современный танец» попала, скорее всего неожиданно для самих создателей, которые при заметной доле пластики все же не определяли спектакль как хореографический, «Персефона» (проект Дягилевского фестиваля и Теодора Курентзиса).
В опере, кроме того, номинированы «Бал-маскарад», удачная постановка режиссера Владислава Наставшевса и дирижера Миграна Агаджаняна с солистами-звездами Анной Нечаевой, Борисом Рудаком и Владиславом Сулимским – все получили номинацию. Другой, несомненно заслуживающий внимания публики и жюри спектакль, «Черевички» («Урал Опера Балет») – номинирован без режиссера Бориса Павловича, ибо его имя снято с афиши, но представлен именами сценографов – Мария Лукка и Александр Мохов – и артистов: выделен Павел Межов с второстепенной ролью Школьного Учителя и Наталья Буклага за Солоху, и это тот случай, когда выделена более титулованная актриса, поскольку другая Солоха, Вера Позолотина, создавшая более объемный образ своей героини, вполне могла претендовать на номинацию.
Номинация «Луизы Миллер» выглядит как некий компромисс, причем сами номинации не обосновывают выдвижение этой постановки как «лучшего спектакля». Не номинирован ни режиссер Георгий Исаакян, ни дирижер Эдуард Топчян – не отмечена ни концепция постановщика, ни музыкальная интерпретация, выделены лишь актерские работы Анны Аглатовой и Эльчина Азизова, совсем не вытягивающие эту постановку, в силу ее постановочного решения, в лучшие. Возможно, «Луиза Миллер» выступает в поддержку Большого театра, который вопреки обыкновению остался с единственной номинацией. В опере остались незамеченными спектакли вроде «Стиффелио» в «Новой опере» или «Кармен» из Нижнего Новгорода, что можно вполне объяснить отсутствием в ЭС музыковедов, которые могут почувствовать диалог режиссера с партитурой (совет был утвержден еще секретариатом СТД). Балетный список вполне могли бы дополнить «Щелкунчик» в постановке Юрия Посохова (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), но все это было бы возможно при другом подходе к формированию шорт-листа, в попытке представить не лучшее и перспективное, а зеркало сезона. Впрочем, то, что эксперты имели право на собственную позицию, и есть то, что отличало «Золотую маску»: решения совета были независимы.