Главным домом для «Студии новой музыки» остается Московская консерватория. Фото Эмиля Матвеева/Студия новой музыки
В Москве продолжается «СтудияФест» – фестиваль, посвященный юбилею ансамбля «Студия новой музыки». Один из главных коллективов, исполняющих репертуар XX века и сочинения наших дней, отмечает свое 30-летие концертами, которые подводят итог большому периоду их творческой деятельности.
В 90-е ансамбль, состоящий фактически из студентов Московской консерватории, буквально «прорубил окно в Европу» – по-другому никак не назовешь невероятные по тем временам программы, встряхнувшие тогда культурную общественность, которая в принципе не слышала о такой музыке. За эти годы ансамбль осуществил десятки мировых премьер, выступал на ведущих концертных площадках Европы, проводил мастер-классы и воркшопы, постепенно устанавливая за собой статус непревзойденных мастеров современной академической музыки. В сегодняшних условиях «Студия новой музыки» продолжает удерживать свои позиции. Несмотря на то что их репертуар реже пополняется новинками, а коллаборации с западными музыкантами по понятным причинам поставлены на паузу, ансамбль уверенно двигается вперед. Главным домом для «Студии новой музыки», как и 30 лет назад, остается Московская консерватория, где в далекие прекрасные времена коллектив выступал на одной сцене с патриархом новой музыки Хельмутом Лахенманом, проводил фестиваль «Московский форум», знакомил публику с творчеством молодых авторов.
Свой центральный концерт в рамках юбилейного фестиваля ансамбль представил по традиции в Большом зале консерватории, собрав вокруг себя коллег, преданных поклонников, друзей, заставших их путь с самого начала. Пять лет назад здесь звучали сочинения лидеров новой музыки Айвза, Фелдмана, Райх, Берио, Курляндского, Тарнопольского и даже режиссера Хайнера Гёббельса, однако на 30-летие коллектив словно решил отказаться от радикальности, авангарда и эпатажа – исполнил музыку к балетным спектаклям композиторов начала XX века (чем, безусловно, подкупил публику, которая до сих пор будет предпочитать шуму мелодию). В программе «Пикассо. Дягилев. Балеты» объединились балеты, созданные по инициативе великого импресарио, с декорациями великого художника: «Треуголка» Мануэля де Фальи, «Парад» Эрика Сати и «Голубой экспресс» Дариуса Мийо. Музыканты озвучивали видеозаписи на большом экране, висящем над сценой – там в лайв-режиме транслировались видео реконструкции спектаклей «Русских сезонов» в исполнении трупп Europa Dance и Grand Opéra.
Но с таперами «Студию новой музыки» сравнить, конечно, будет неуместно – от простого сопровождения картинке их игру отличали четкая синхронизация, ансамблевая слаженность, строгие темпы, позволяющие воспринимать звуковое и визуальное в органичном единстве. В каком-то смысле «Студия новой музыки» вспомнила о коротком периоде Большого зала консерватории, который в 30-е годы прошлого столетия в дневное время превращался в кинотеатр «Колосс». Публика, сидящая в темноте, видела лишь изображение на экране, которое создавало эффект присутствия танцовщиков на сцене.
В балете «Треуголка» (камерная версия Андрея Бесогонова) коллектив под управлением дирижера Игоря Дронова устроил оркестровую феерию, подчеркнув андалусийские ритмы и мелодии партитуры; эксцентричный «Парад» Сати в камерной версии Андрея Кулигина сыграл на кураже и откровенном веселье; «Голубой экспресс» Мийо (версия Кулигина и Бесогонова), рассказывающий об отдыхе золотой молодежи 20-х, превратили в легкую «танцевальную оперетту», как и задумывали авторы. Следующий концерт «Студии новой музыки» пройдет в Московской филармонии: в программе заявлена в том числе мировая премьера Владимира Горлинского. Также в рамках «СтудииФест» можно посетить выставку арт-объектов и музыкальных инструментов, которые на своих концертах использовали музыканты, заодно и познакомиться с новым модным пространством Московской консерватории «Артемьев-центр».