На репетиции-читке спектакля «Вольфганг. Или Амадей?». Фото предоставлено пресс-службой проекта
23 октября и 20 ноября в Театральном зале Московского международного дома музыки пройдет премьера спектакля «Вольфганг. Или Амадей?». Авторы постановки пытаются посмотреть на мифы о Моцарте с позиций его современников – но и сегодняшнего зрителя, сопоставляя факты того времени с реалиями нынешнего дня. Накануне премьеры на вопросы корреспондента «Независимой газеты» Марины ГАЙКОВИЧ ответил художественный руководитель проекта Игорь БЕЛЯЕВ.
– Игорь Иванович, привлекает название спектакля – «Вольфганг. Или Амадей?». Два первых имени Моцарта. Речь пойдет о некоем дуализме личности композитора?
– Пьеса «Вольфганг. Или Амадей?» не столько о дуализме Моцарта, сколько о двойственности восприятия его личности публикой, любителями музыки. Когда Моцарта не стало, мнения его современников разделились, преобладали отрицательные оценки. Ситуация менялась, и на сегодняшний день Моцарт – пожалуй, самая мифологизированная фигура в музыке. Первым знаменитым произведением, посвященном композитору, стала пьеса Пушкина. С тех пор созданы десятки опусов разных жанров, вплоть до мюзикла, о жизни и смерти Моцарта. Большинство из них продолжают линию пушкинской трагедии. Касаться темы с таким количеством «обращений» – довольно опасно. Что нового можно предложить зрителю? Мы решили пойти по другому пути, «повернуть» время вспять и предложить свою оригинальную версию событий.
– В спектакле заняты два актера, сразу возникает мысль, что это Моцарт и Сальери. Так ли это?
– У нас не хватило смелости (или наглости?) вкладывать в уста Моцарта или Сальери собственные тексты. «Спусковым механизмом» начала действия постановки стала смерть Сальери в 1825 году. По сюжету пьесы «Вольфганг. Или Амадей?» ее два главных действующих лица в свое время пересекались и с Моцартом, и с Сальери. Они многое знают, у каждого свой взгляд на давнюю историю. Родится ли в их споре истина?
– Драматург и авторы спектакля, судя по анонсу, пытаются разобраться в трагической смерти Моцарта – гениальный композитор умер молодым, похоронен в неизвестной могиле. Автор пытается реконструировать события 1796 года?
– Конечно, в пьесе предпринята очередная попытка разобраться в причинах ранней смерти Моцарта. Это удивительно: сколько великих творцов умирали в возрасте Амадея или еще раньше? Перселл, Шуберт, Перголези, наконец, Рафаэль. Но никому даже в голову не приходило выдвигать «конспирологические» теории их раннего ухода. В отличие от них подозрения о том, что Моцарт был отравлен, возникли почти сразу после его смерти.
Автор пьесы опирается на документальные свидетельства того времени – воспоминания современников и письма, в первую очередь самого Моцарта. Возникает интересное переплетение вымысла с реальными событиями XVII века. В декабре будет 232 года, как не стало Моцарта. Все задаются вопросом: так было ли отравление? Но в стороне остается другой важный вопрос: почему подозрения пали на Сальери? И кто первым указал на него? В постановке предпринята попытка разобраться во всех этих вопросах. Ведь имя Сальери стало нарицательным, превратилось, как сегодня сказали бы, в «мем» – сальеризм. И пьеса во многом об этом – обновляются «инструменты», а суть мало меняется. Сплетня о том, что Сальери отравил Моцарта, напоминает сегодняшнюю анонимную «информацию» в интернете на самые разные темы. Музыку Сальери стали исполнять все меньше и меньше – чем не «культура отмены»? И сам миф о Моцарте. Насколько он соответствует действительности? В нашей пьесе предлагается абсолютно новый, неожиданный поворот произошедшей драмы, «разгадка» смерти Моцарта.
– На чем был основан выбор артистов?
– Авангард Николаевич Леонтьев может сыграть все. Он был первым, кому был дан текст пьесы, и Леонтьеву взгляд на события показался интересным. Если такой человек театра, как Леонтьев, дает добро, можно двигаться дальше. Кирилл Гребенщиков – замечательный актер мхатовской школы, с опытом творческого сотрудничества с Анатолием Васильевым, интересными театральными работами и длинным, числом более сотни, списком кино- и телеролей. Мне запомнился его Каин в Школе драматического искусства. Также в спектакле занят молодой актер Григорий Иванов. За постановку взялся режиссер Никита Кобелев. В качестве сценографа я пригласил Марию Вольскую, а видеоконтент для спектакля создает Катя Чебышева.
– Какая роль отводится музыке в спектакле?
– Конечно, музыка – незаменимый «участник» постановки. Она возвращает нас к первому вопросу о дуализме: что важнее – личность художника или его творческое наследие? Сегодня слишком много публикаций о личной жизни творцов. Появляются мемуары современников, достоверность которых вызывает сомнения, где мемуарист зачастую «сводит счеты» с героем. Подробности «закулисья» начинают затенять творчество. И в нашей постановке гениальная музыка Моцарта перекрывает споры персонажей, она и есть «памятник» композитору. В спектаклях примут участие лауреаты международных конкурсов, пианисты Павел Шатский и Николай Кожин.