0
7507
Газета Культура Печатная версия

26.09.2023 16:52:00

Сергей Давыдченко взялся за весь цикл прокофьевских концертов

Пианист выступил в московском абонементе Госоркестра Татарстана

Тэги: пианист, сергей давыдченко, прокофьевские концерты, московская филармония, госоркестр татарстана


пианист, сергей давыдченко, прокофьевские концерты, московская филармония, госоркестр татарстана Музыканты встретятся в будущем году, чтобы исполнить уже все прокофьевские концерты. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан открыл свой персональный абонемент в Московской филармонии. Программа была посвящена музыке Прокофьева и включила две симфонии и фортепианный концерт.

Прокофьевская тема была обусловлена выбором пианиста Сергея Давыдченко, который предложил Пятый фортепианный концерт. Маэстро Сладковский предварил его элегантной Первой симфонией, а для второго отделения выбрал грандиозную Пятую симфонию.

Следившие летом за конкурсом им. Чайковского хорошо помнят Второй концерт Прокофьева в исполнении Давыдченко: исполненный мощи и благородства, он произвел столь сильное впечатление на публику, что она устроила пианисту самые продолжительные овации во всем третьем туре. Очевидно, что именно интерпретация прокофьевского концерта определила и выбор жюри, единогласно, как говорил в своих интервью Денис Мацуев, проголосовавшего за присуждение самому юному участнику среди пианистов первого места. 18-летний пианист, ведомый своим педагогом Сергеем Осипенко, судя уже по его интервью, в том числе и «Независимой газете», взял курс на Прокофьева. В сентябре он дебютировал с Четвертым, до сих пор не игранным, таким образом положив в свой творческий багаж все фортепианные концерты Прокофьева. В декабре он планирует исполнить весь цикл с Валерием Гергиевым в Мариинском театре, а весной будущего года – в Казани, как раз с Госоркестром Республики Татарстан и Александром Сладковским.

Сладковский и Давыдченко знакомы давно, маэстро аккомпанировал в финале Grand Piano competition, где юный пианист одержал победу. С тех пор музыканты выступали вместе, сейчас – уже в новом статусе солиста.

Судя по тому как Давыдченко встречает зал (овацией), публика легко переключилась с поиска «личности», музыкантов, чье дарование, чувствование музыки, способность к экзальтации порой уступает навыкам, на музыканта, воспитанного в академическом, даже консервативном, без негативной коннотации, русле. Игра Давыдченко хороша тем, что проясняет не столько его собственное музыкантское мышление, сколько композиторские идеи. Он в совершенстве владеет фортепиано, виртуоз, но это никогда не выходит на первый план, у него мягкое звукоизвлечение, богатырское, но не крикливое форте. Благодаря огромному опыту он слышит оркестр, играть с ним наверняка очень удобно, и прошедшее выступление тому подтверждение. Последний фортепианный концерт для восприятия не самый простой: написанный на излете зарубежного периода жизни Прокофьева, он словно балансирует на грани сложности строения и фактуры, в стремлении избежать простоты и ясности, о чем писал и сам композитор. Отсюда и заковыристая ткань фортепианной и оркестровой партии, которая не всегда покоряется исполнителям, и сложность в поиске центральной мысли.

Давыдченко и Сладковский строят свою интерпретацию на контрасте драматических кульминаций и мистических «провалов», и это тишайшее хрустальное звучание хотя производит впечатление красоты, за ним можно уловить морок, предчувствие ужасных времен, которые скоро постигнут и Европу (премьера прошла в 1932 году в Берлине), и самого композитора.

«Классическая симфония» своим внешним изяществом и виртуозной легкостью контрастировала с победоносным шествием Пятой. Артем Варгафтик предварил это сочинение рассказом о его премьере, которую зимой 1945-го, в свою очередь, предварил салют, потрясший в буквальном смысле Большой зал консерватории. Во второй раз, уже музыкальными средствами, по-прокофьевски, большими мазками, салют прогремел в коде первой части. И Сладковский делает это с оттяжкой, с удовольствием даже: стиль brillante – одна из присущих Госоркестру Татарстана черт. А дальше – затаенный шорох скерцо, где маэстро приглушает типичный прокофьевский гротеск, кантилена медленной части, порой патетическая, и моторика финала, словно радостный отзвук торжества первой части. Кажется, в стратегическом планировании оркестра нащупывается новый герой. Пока же коллектив погружен в Малера, штудируются и готовятся к записи симфонии. Зимой в рамках абонемента прозвучит Третья, где солировать будет Ольга Бородина. 


Читайте также


Концерт ко дню рождения Шостаковича прошел в Московской филармонии

Концерт ко дню рождения Шостаковича прошел в Московской филармонии

Марина Гайкович

Госоркестр Татарстана исполнил Восьмую симфонию и Второй виолончельный концерт

0
5355
Александр Рудин устроил изысканное мученичество

Александр Рудин устроил изысканное мученичество

Надежда Травина

В Московской филармонии прошел возобновленный фестиваль Российского национального оркестра

0
5045
Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
8126
Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Неля Насибулина

Grand Piano Competition откроется мировой премьерой сочинения Александра Чайковского

0
4420

Другие новости