0
7744
Газета Культура Печатная версия

19.09.2023 18:14:00

Музей Анатолия Зверева начал новый выставочный цикл в здании на Маросейке

Развидеть и начать сначала

Тэги: выставка, современное искусство, живопись


203-7-3480.jpg
Юрий Кряквин. Портрет Георгия Костаки.
1969. Предоставлено Музеем
Анатолия Зверева
Открывшаяся в декабре 2022-го площадка на Маросейке задумана лабораторным пространством для диалогов современных художников разных поколений, из коллекции музея и извне. Здесь были Игорь Шелковский и Федор Семенов-Амурский, потом Владимир Наседкин, следом Марина Белова и Алексей Политов, а закрывал эту серию проект Татьяны Баданиной. Новый сезон отдали коллективным высказываниям, где много и молодого искусства, все это художник и куратор Александр Дашевский объединил темой «Системы мимикрии»: «Используя ненадежный метод аналогий и подобий, проект «Системы мимикрии» прислушивается к сигналам, которыми обменивается эпоха существования советского неофициального искусства и точка, где российская культура находится сейчас». Мимикрии – триптих, части которого, обещают, связаны между собой. Первая называется «Глаз видящий, всевидящий, невидящий».

Зрение – властная вещь. И переменчивая. Открывая «правду» одним, для других оно делается очевидным обманом, высматривая что-то, некое всевидящее (ли?) око лишает права на свободу. Словом, «я/он/они же видел(и)» – не всегда аргумент, да и точно ли видели? Глаз может сыграть шутку с наблюдающим и наблюдаемым, причем злую.

«Глаз видящий, всевидящий, невидящий» поделен куратором на три части – о приборах, меняющих смотрение и видение, о наблюдении и надзоре, об отказе от смотрения. Работы остроумно, своевременно и современно прокомментированы Дашевским в каталоге-буклете. Что до выставочных разделов, в сущности, это только маяки, для смотрения они не слишком принципиальны. Главы перетекают друг в друга, а произведения могут отвечать и за одно, и за другое.

Ожидаемые камеры слежения с картинки «Протей» Дениса Патракеева обнаружатся совсем не сразу, первым делом замечаешь большое глазное яблоко («Область обзора» дуэта Gray Cake – Кати Пряник и Саши Сереченко), размещенное почти в красном углу и лихо вращающееся. На «область», созданную с помощью сделанных нейросетью снимков, смотришь не без зачарованности, и в этом ее шутка и ужас: кто за кем наблюдает, вопрос открытый, но можно ли показать чертов глаз вечно бдящего Старшего брата привлекательным?.. Вещи тут друг с другом в диалоге, и «ответом» легко представить «Они устали» Андрея Рудьева, голову слепого Гомера, на чьих веках написаны эти слова.

Мимикрия, конечно, затрагивает образ художника (на экспрессивном портрете Владимира Яковлева или на портрете-обманке Сергея Шутова, где его молодые черты, так похожие на Леннона, проступают только издалека, лицом к лицу же видишь остров в море), оммаж другому художнику (как в ерническом «Сне Малевича» у Владимира Козина: в черной маске сварщика черное окошко-квадрат) – и вообще образ в тревожной неопределенности. Слова «Будущее она» (именно так) у Сергея Браткова отбрасывают тень на высохшую черную лужицу с радужными глазками, заставляя слипнуться антропоморфный образ с техногенным.

Но нервом экспозиции, по масштабу и мимикрии, стала инсталляция Николая Онищенко «Фобия взгляда». Восточная Сибирь, необычные световые вспышки, загадочный минерал, мутации в природе, некий фотограф, найденный в прекоматозном состоянии и канувший в Лету вместе со съемкой, группа ученых, засекреченные данные, психушка на улице Потешная – факты нанизаны друг на друга немного сбивчиво, но с эффектом документальности. Разоблачение параноидального страха происходит саркастично и ближе к развязке: оказывается, таинственные материалы якобы были использованы американской компанией для линз в камерах… Дальше – статистика по поводу страха слежки.

Так видеть или не видеть? Видеть – то страшно, то смешно, то ностальгически. Иван Чемакин, например, ставит «Камеру наблюдения», сварганенную из подручных материалов, вместо объектива – дырка в цветочном горшке. Нет камеры, нет наблюдения. А все-таки совсем не видеть – жалко. Зрение хоть и обманчиво, но не всегда мимикрия.


Читайте также


Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
1838
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2122
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2035
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
4952

Другие новости