0
3648
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2023 16:57:00

Квадраты, круги и далёкие цели

В Геологическом музее имени Вернадского проходит выставка каталога Ars Longa, охватывающее искусство современной России во всех его стилистиках


«Голкипер» Георгия Горского. Иллюстрация из архива автора

Название Ars longa, происходящее от латинского афоризма «Ars longa, vita brevis est» — «Жизнь коротка, искусство вечно» — следует понимать как идеальную модель или далёкую цель. «Иначе говоря, реальная жизнь не очень годится для того, чтобы воплощать идеалы», — поясняют устроители выставки и создатели ежегодного каталога Творческого союза художников России (ТСХР), выпускающие проект вот уже 12 лет.

В стенах университетского выставочного зала на Моховой можно наблюдать невероятную палитру жанров и стилистик, а также широкий инструментарий художественных техник и направлений: живопись, графику, скульптуру, художественное фото, иконопись, актуальное искусство, дизайн.

По словам президента ТСХР Константина Худякова, художники остаются верны себе, чутко реагируя на перемены своего времени. «Важным показателем служит увеличение числа авторов этого проекта, — отмечает он. — Наряду с постоянными участниками, среди которых народные и заслуженные художники России, академики и почётные члены Академии художеств, появляются и новые участники, молодые авторы, только начинающие свой путь».

В числе именитых, представляющих старшее поколение художников, Михаил Куприков — яркое явление в современном искусстве. Его декоративный импрессионизм, сочетающий яркие локальные цветовые пятна с лирическим, порой ироничным мировосприятием, — визитная карточка мастера. Кажущаяся простота линий достигается сложной технической работой. Он, как скульптор, чётко идёт линиями предмета, создавая форму и отображая характер. Всё это делает его работы узнаваемыми, выделяет его творчество на всех экспозициях.

1-1-2-t.jpg
«Игра в регби» Георгия Горского.
Иллюстрация из архива автора
Также привлекает внимание диптих «Игра в регби» и «Голкипер» петербуржца Георгия Горского, члена Союза художников России, многократного призёра конкурса «Российская художественная неделя», выполненный в узнаваемой кубистической манере, отсылающей к великим предшественникам: Казимиру Малевичу и Кузьме Петрову-Водкину. Переосмысливающий русский авангард художник создаёт свои лаконичные, наполненные глубоким символизмом композиции, сочетая плоскостные геометрические элементы — те самые круги, овалы и квадраты, чьё фундаментальное смысловое наполнение было открыто в начале XX века и подхвачено советским андерграундом 1970х — 1980-х. Взобравшись на полукруг цветущего летнего пригорка на фоне ультрамаринового неба, деревянных изб и белокаменной церквушки, в регби играют две бабы в красных платках, мужских синих штанах и лаптях. Неопримитивистское плоскостное решение фигур с пустотою вместо лиц напоминает о знаменитой крестьянской серии Малевича. Однако ноток смятения и безысходности, характерных для основоположника супрематизма, у Горского нет: его «народные» серии — неизменно жизнерадостны и энергичны.














Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
750
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
386
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
334
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
424

Другие новости