Екатеринбургский вариант «Сильфиды» получился очень красивым. Фото Ивана Мохнаткина со страницы «Урал Опера Балет» в «ВКонтакте»
Свой 112-й сезон «Урал Опера Балет» открыл последней новинкой сезона ушедшего – «Сильфидой» Августа Бурнонвиля. Датская «Сильфида» в отличие от французской, поставленной в 1832 году в Париже Флиппо Тальони, благополучно пережила без малого два столетия. И хотя со дня премьеры в 1836 году до середины XX века балет исполнялся исключительно в Копенгагене, сегодня в разных редакциях он живет на многих сценах мира.
В екатеринбургской афише это название впервые появилось в 1986 году, сюда «Сильфиду» в редакции датчанки Эльзы Марианны фон Розен со сцены Кировского (ныне Мариинского) театра перенес тогда Олег Виноградов. С тех пор за 31 сезон ее показали 190 раз, и семь лет назад спектакль из репертуара ушел.
Инициатором проекта был Вячеслав Самодуров, в прошлом сезоне после 12 триумфальных лет оставивший пост худрука екатеринбургской балетной труппы. Над постановкой работали балетмейстер Елена Панкова и ее ассистенты Дарья Павленко и Алексей Семенов. Все трое некогда прошли школу Вагановского училища.
Рассуждать о правомочности и самой возможности реконструкции старинных балетов можно до бесконечности. Понятно, что никто не знает доподлинно, как именно танцевали два века назад, что зрительское восприятие безвозвратно изменилось даже за последние 30–40 лет, что уж говорить о более давних временах. Очевидно также и то, что до сих пор (хотя явно уже не с былой остротой) разговоры о возрождении балетных шедевров привлекают публику и увеличивают сборы. Противоречие между мечтами, невозможностями и реалиями сознательно или неосознанно, но очень точно удалось выразить постановщикам в парадоксальном принципе – «радикальный консерватизм».
Елена Панкова, танцевавшая некогда Сильфиду в Мариинском театре, уверяет, что «опиралась на мариинскую редакцию Эльзы Марианны фон Розен и на постановку Питера Шауфуса для Английского национального балета», настаивая при этом, что ее «Сильфида» – «не реконструкция прошлого». Дарья Павленко, работавшая с кордебалетом, использовала запись 1975 года, запечатлевшую «Сильфиду» фон Розен в ленинградском Малом оперном театре (ныне Михайловском). В то же время Алексей Семенов признается, что им хотелось «предложить что-то интереснее» популярной версии фон Розен, и поэтому они обратились «к первоисточнику». Правда, тут же оговаривается: есть-таки в спектакле «небольшие изменения – от каких-то мизансцен пришлось отказаться, где-то, наоборот, добавляли что-то новое. Ускорили темп, чтобы было энергично и нескучно. Получается, что у нас все-таки своя версия, версия «Урал Балета».
Версия получилась очень красивой – прежде всего благодаря сценографии Альоны Пикаловой, костюмам Елены Трубецковой и работе со светом Нины Индриксон. Вся в красках осени, сегодня она будет особенно органична. Создавая волшебный лес, постановщицы вдохновлялись живописью Уильяма Тернера и Джона Констебла. Не зря поработала Дарья Павленко, ведь в балетах романтизма кордебалету отведена едва ли не центральная роль.
На премьерном показе в июле в главных партиях выступили ведущие солисты труппы Елена Воробьева и Александр Меркушев. В новом сезоне в спектакле заняты и молодые артисты. Немало дебютов. Тем интереснее будет следить за его жизнью, начавшейся так противоречиво.
Екатеринбург–Москва