0
8212
Газета Культура Печатная версия

28.08.2023 17:35:00

Кадровый голод или кадровый потенциал

Столичные театры пробуют сложить режиссерский пазл на новый сезон

Тэги: москва, театральный сезон


москва, театральный сезон Алексей Бородин представляет труппе Марину Брусникину. Фото со страницы РАМТ в «ВКонтакте»

В Москве стартует новый театральный сезон, проводятся сборы трупп ведущих театров столицы, и уже можно говорить о ситуации в «постановочном цехе» – наиболее обедневшем в свете последних событий. Уехали не только звезды отечественной режиссуры, но и самобытные режиссеры и сценографы на поколение младше. Статистически их не так много, в масштабе страны – тем более. Но Туминас, Бутусов, Крымов, Карбаускис, Серебренников – те, кто определял театр все это время – современный, модный, востребованный; задавал планку из столицы регионам, создавал тот удельный вес, который толкал театральный процесс вперед. Свято место пусто не бывает – но все же, кто теперь составит картину театрального процесса? Москва и Петербург остаются городами, задающими планку регионам. И если в столице очевидный спад и набирающий обороты застой, то чего ожидать от остальной России?

За последние десятилетия крупнейшие театры каждое начало сезона становились для зрителя пестрыми ярмарками обещанных режиссерских премьер – именно на них скупались билеты в первую очередь. Ведь для искушенной публики важнее не что поставят, а кто осуществит постановку. Преданных зрителей, приходящих в любимый театр на каждую премьеру, меньше, поклонников конкретных артистов – больше, однако именно режиссеры определяют развитие театров в последние годы.

Тем более что сегодня репертуары драматических театров не блещут разнообразием (в прошлом веке остались серьезные литчасти при театрах). Ставят либо хрестоматийную русскую и зарубежную классику, а если и открывают новые драматургические имена, то одна и та же пьеса нового автора разлетается «пожаром по стране», ее ставят все, желая повторить успех. Из таких российских новинок – «Космос» Алексея Житковского. Пьесу только что поставили на Евгению Добровольскую во МХАТе, и вот Театр им. Пушкина анонсировал такую же премьеру с Викторией Исаковой в главной роли.

Другая репертуарная проблема заключается в том, что добиться авторских прав на театральную постановку современной зарубежной литературы сегодня стало очень непросто. Так что ее доля будет попросту сокращаться и не ровен час вернется к стандартам СССР – одно иностранное название на 10 отечественных, из них несколько обязательных идеологических авторов… Да и то, как активно театры заявляют в планах «наше все» Александра Сергеевича, подспудно и являет признаки подбирающегося застоя – политическое кабаре себе может позволить сегодня лишь независимый театр (и то не каждый, а смелый), государственному безопаснее «прикрыться» школьной классикой – «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» и т.д.

Разнообразие и качество режиссерских приглашений зависит от вкуса и опыта худрука, который строит репертуарную политику театра и следит за развитием труппы. Понятно, что, к примеру, Малый театр традиционно обходится своими штатными силами – но это и театр в первую очередь актерский, где все работают по традиции, по школе. Другое дело, что в силу и бюджетных обстоятельств, и отсутствия «предложения» стали обращаться к собственному потенциалу и остальные театры. Тот же Театр им. Пушкина, для которого почти весь сезон будет посвящен ремонту исторического здания, решил сосредоточиться по большому счету на постановках опытных или активных актеров труппы (Андрей Заводюк, Владимир Киммельман), а также тех, кто имеет педагогический опыт (Андрей Кузичев). И это еще лучший вариант! Тревожнее смотреть на афишу с обилием неизвестных фамилий «режиссеров», которые выдают зачастую в итоге непрофессиональный «продукт» – так теперь выглядит Театр на Таганке, который вынужден чем-то заполнять аж четыре сцены. Сергей Безруков также не порадовал никакими любопытными приглашениями, Губернский театр займется камерным детским репертуаром, инклюзивным проектом, а вот основная афиша останется без новинок, хотя в конце минувшего сезона была небезуспешная попытка привлечь серьезную режиссуру – Александр Коручеков поставил здесь «Собаку на сене» Лопе де Вега.

Алексей Бородин в РАМТе повторно сделал шаг на будущее: после приглашения Егора Перегудова на позицию главрежа (в итоге тот пошел на повышение и возглавил Театр им. Маяковского) Бородин пригласил в театр Марину Брусникину. Она будет поддерживать труппу сейчас и сможет встать у руля, если (или когда) Бородин отойдет от дел. В Москве это до сих пор уникальная ситуация подготовки преемника заранее.

«Я буду правым плечом Алексея Владимировича и буду вам помогать, чтобы было на кого опереться», – обратилась Брусникина к труппе. Это событие радостное – артисты ее любят, и в сезоне режиссер выпустит здесь пятую и шестую свою премьеру («Здесь дом стоял» – докспектакль и «Лето Господне» на Большой сцене; продолжит линию Русского зарубежья сам Бородин постановкой пьесы Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных»). В то же время в ведении Брусникиной остается театр «Практика», что еще раз доказывает, что кадровый дефицит, несомненно, присутствует – на вакансии главных режиссеров так точно, и вот это уже проблема всей страны, регионы постоянно находятся в поиске опытных, профессиональных и талантливых.

Как раз Егор Перегудов в Театре им. Маяковского старается выбрать максимально выгодный пазл: потихоньку переманивает петербургские таланты (Дмитрий Крестьянкин займется подростковой программой театра), поддерживает ярких дебютантов (Алексей Золотовицкий, Евгений Закиров, Денис Хуснияров), зазывает «тяжеловесов» из кино – инсценировку сказок Шварца осуществит Сергей Урсуляк (дебютирует режиссер и в опере – с постановкой «Евгения Онегина» в Большом театре). Перегудов пробует развивать театр, но и наследовать его традициям.

Тенденцию того, что на авансцену прорвались те, кто всегда был «на вторых ролях», сполна отражают театры периферийные: Театр им. Гоголя – экс-Гоголь-центр. Скорость, с которой Антону Яковлеву нужно было заполнить не только штат, на две трети поредевший после разгрома студии Кирилла Серебренникова, но и пустую афишу, давно не ведала Москва. Примечательно, что многие артисты, поступившие в труппу, приехали после петербургского театрального института, в Северной столице артистов выпускают, кажется, даже больше, а если столько же – то вопрос с трудоустройством обстоит и похуже, чем в Москве. Но если молодых артистов можно было выбирать из сотен, то режиссеров с трудом наберется с десяток. Яковлев зовет тех, кто не смотрит ни влево, ни вправо (хотя как сказать – здесь Полина Агуреева дебютировала в режиссуре с «Живыми и мертвыми»!) – а работает посерединке во всех смыслах. Звезд с неба не хватает, зато и крамолы не протащит. Свежести никакой, зато можно заявить нечто основательное: и «Грозу», и «Воскресенье», и «Дядюшкин сон». Такие разные названия, а смотришь на афишу и словно видишь серое пятно. Труппа после «переливания крови» еще не имеет лица (и уже начались приглашения медийных актеров – осеннюю премьеру здесь сыграет Александр Семчев) – держится на старом костяке. А режиссеры тут теперь – из тех, кто умеет искать выгоду в любых обстоятельствах. 


Читайте также


Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Василий Матвеев

Единственная деревянная скульптурная композиция выставочного комплекса вернулась на историческое место

0
1651
 ВЫСТАВКА  "Кукрыниксы"

ВЫСТАВКА "Кукрыниксы"

0
1259
Байден разрешил воевать с северокорейцами только в Украине

Байден разрешил воевать с северокорейцами только в Украине

Геннадий Петров

Сеул пока отказывается от поставок Киеву летального оружия

0
2771
Москва обеспечивает участникам СВО надежный тыл

Москва обеспечивает участникам СВО надежный тыл

Андрей Гусейнов

Бойцы получают всестороннюю поддержку города

0
2016

Другие новости