Сергей Уваров на презентации книги. Фото с сайта www.mosconsv.ru
«Голос миллениалов» Сергея Уварова – книга о композиторах, чье мировоззрение сформировалось в начале 2000-х, успешна настолько, что за год выдержала два издания, вошла в лонг-лист номинантов на премию Сергея Курехина. Издание это, без ложных слов, современное, своевременное и даже уникальное.
Кто-то из композиторов прошлого века говорил, что ты не признан, пока про тебя не напишут книгу. В прошлом веке книги писали, но композитор к моменту выхода издания был убелен сединами. Об этом, кстати говоря: пишет профессор Московской консерватории Валентина Николаевна Холопова в рецензии на книгу «Голос миллениалов»: с момента, как она поняла, что Шнитке – будущий классик, и до выхода ее первой статьи о нем прошло 20 лет.
В постсоветское время в силу ряда причин, в том числе и экономических, монографии или сборники, за редким исключением, не выходили. Вспоминается из студенческих времен двухтомник в мягкой обложке «Музыка из бывшего СССР» – научный сборник статей о поколении композиторов, чьи судьбы определил распад страны. Что говорить о композиторах, которым сегодня около 50: чтобы представить свои интересы, они сами издавали журнал «Трибуна современной музыки».
Поэтому появление книги – дорогой в издании, красиво оформленной – представляющей тех, кто только обрел свое творческое «я», событие беспрецедентное. Отрадно, что «Голос миллениалов», которая вышла в издательстве Союза композиторов («Композитор»), шаг системный: Союз активно поддерживает молодежь. Конкурсы «Партитура», «Avanti», «Ноты и квоты» – все это не только гонорары, но и возможность, для композитора до сих пор редкая и желанная, особенно если речь идет о симфоническом оркестре – услышать свое произведение вживую.
Структура книги отвечает сегодняшнему дню: каждой главе (их 12, по числу героев) предшествует qr-code, по которому уже в интернете можно найти подробные сведения о каждой персоне, а завершается раздел публикацией полной партитуры одной из пьес. Внутри – портреты: фотография, научное эссе и интервью.
Сергей Уваров – музыковед, выпускник Московской консерватории, владеет инструментарием для анализа творчества каждого из композиторов, поэтому его характеристики емкие и весьма профессиональные, слог, пусть и основанный на научных терминах, легкий. Творческие портреты выходят объемными – так, что творчество незнакомого композитора можно представить без труда, а знакомого – более полно. Член правления молодежного отделения Союза композиторов, Уваров был связан со своими героями, да и сам он поколения миллениалов – отсюда доверительный тон, разговор на равных в интервью.
В книге представлено 12 композиторов – большая часть из них представляет столичные школы, когда-то соперничавшие, но – и это чувствуется – переставшие конкурировать. Более того, есть ощущение, что исчезла и конкуренция (и какая!) внутри московской школы, неформально делившейся на два лагеря: условно авангардистов и консерваторов.
Александр Хубеев, Анна Поспелова, Денис Писаревский, Алина Подзорова, Николай Попов окончили Московскую консерваторию, Мурат Кабардоков и Настасья Хрущева – Санкт-Петербургскую (а родились они в самых разных уголках нашей не оскудевающей талантами страны). Но география куда шире: Марк Булошников – из Нижнего Новгорода, Эльмир Низамов – из Казани, Николай Михеев – из Якутии, Константин Комольцев и Роман Цыпышев представляют Урал.
И хотя общая картина поколения формируется прежде всего самим выбором имен, то есть составителем, кажется, Уваров постарался быть объективен. Конечно, нельзя не заметить его личный фокус, как автора диссертации о роли музыки в фильмах Александра Сокурова, на композиторах, которые пишут для кино. Но в конце концов, и Шнитке, и Губайдулина в свое время (правда, вынужденно) не пренебрегали этим жанром. Что отличает поколение 30-летних? Пожалуй, свобода. Их становление попало в тот счастливый период, когда композиторское творчество уже начало поддерживаться, но не стояло на идеологической платформе. А все беседы были записаны до известных событий 2022 года. Пожалуй, это первое поколение композиторов, которое отказалось от ценности постоянного обновления музыкального языка, того, что в широком смысле называется «авангардом», концентрируясь на форме и содержании. Это не значит, что отвергнут радикальный язык, Хубеева прославила радикальная партитура «Призрак антиутопии», переосмыслившая фундаментальные вещи – звук как таковой, текст, функцию дирижера и т.д. Николай Попов сегодня руководит консерваторским Центром электроакустической музыки и экспериментирует в этой области, но при этом его коллега по центру Анна Поспелова произносит фразу, вынесенную в заголовок интервью: «Поиск новизны – это не для меня». Они легко корреспондируют с разными эпохами, не пытаясь отрицать их или что-то им противопоставить, скорее вбирая в свое творчество весь накопленный опыт. Рок-музыка, песня, пьеса для виолы да гамба, Concerto Grosso, или обращение к романтизму, с которым XX век, как известно, был в отношениях непростых – все это находится в гармоничной, как кажется после прочтения той книги, среде миллениалов. Изменится ли их голос вместе с эпохой глобальных перемен – очевидно, тема для следующего исследования.