0
7858
Газета Культура Печатная версия

31.07.2023 17:46:00

После Марии-Антуанетты до Ленина

«Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в музее-усадьбе «Горки Ленинские»

Тэги: иузей, выставка, история, морозовы, горки ленинские


иузей, выставка, история, морозовы, горки ленинские В фокусе вдовы Саввы Морозова были цветы в самых разных проявлениях. Фото с сайта www.пальмыирозы.рф

В «Горках Ленинских» обратились к дореволюционной владелице усадьбы, вдове помогавшего строить МХТ Саввы Морозова Зинаиде Морозовой (1867–1947). Взяв за основу предметы из своего собрания и название «Пальмы и розы», в кураторы музей пригласил искусствоведа, писателя и арт-критика Софью Багдасарову. Она вывела увлечения Зинаиды и ее дочери Марии Морозовой на более широкий культурологический уровень, показав развитие растительных мотивов в искусстве. В итоге выставка насчитывает около 400 экспонатов, собранных по музеям и частным коллекциям, от «Абрамцево», Музея Киностудии Горького, Ярославского художественного музея до собрания Ильдара Галеева. Одновременно с открытием выставки в «Горках Ленинских» представили новый ежегодный фестиваль камерной музыки «Летние пьесы». Получилось энергично.

В 1905 году Зинаида Морозова отправилась с испытывавшим душевный разлад мужем в Канны, где вскоре его обнаружили в гостиничном номере с пулей в сердце и предсмертной запиской. Рабочие «Товарищества Никольской мануфактуры С. Морозова сына и Ко», где он был директором-распорядителем, бастовали, дома тоже стало неспокойно: семейная жизнь дала трещину в пору влюбленности Морозова в актрису Марию Андрееву, которая, впрочем, предпочла ему Горького.

После морозовского ухода вдова не стала выносить сор из избы. В одной из витрин лежит предсмертная записка купца: «В моей смерти прошу никого не винить», а рядом – дневник старшего мастера-гравера мануфактуры. Тот пересказывает уведомление Морозовой, сообщившей о скоропостижной смерти «от разрыва сердца» и добавившей, что «С.Т. получил смерть от «толчка, данного болезни забастовкой рабочих». Судьба детей Морозовых тоже трагична: Тимофей то ли сгинет в Гражданскую войну, то ли будет расстрелян, Савва пройдет через ГУЛАГ, Мария загадочно утонет, и только Елена эмигрирует. Зинаида Морозова (она, к слову, оставила мемуары, но они не опубликованы) будет похоронена в поселке Быково, однако при строительстве аэропорта кладбище сровняют с землей. Что стало с прахом, точно неизвестно: то ли вернувшийся из ссылки сын Савва смог перенести его в семейный морозовский склеп на Рогожском кладбище, то ли – только горсть земли. Что касается мануфактурного сюжета, на выставке он получит косвенное продолжение в эскизе костюма к горьковским «Врагам»: в основу сюжета легли забастовки на морозовской фабрике и убийство ее директора.

Морозова вышла замуж снова, на этот раз за московского градоначальника, генерал-майора Анатолия Рейнбота и поменяла видавший именитых гостей московский особняк на Спиридоновке, решенный Шехтелем в псевдоготическом ключе, на подмосковные Горки. Там она жила с 1909-го по 1918-й: после революции имущество национализируют.

А пока Зинаида Григорьевна любила цветы во всех видах, вышивала, собирала фарфор и немного живопись. Усадебное растениеводство было поставлено на столь широкую ногу, что цветы возили в Москву на продажу и выставки – не ради прибыли. Что до пальм, теперь они видны на старых снимках, в Горках же росли вплоть до 1980-х. Нынешнее музейное руководство затею планирует реанимировать.

Несмотря на цифру в 400 экспонатов (проект размещен на двух этажах флигеля), у экспозиции энергичный ритм. Сюжетные линии, рассказывающие об увлечениях усадебных хозяек – матери и дочки, интонированы и вплетены в контекст интереса к ботанике в разные эпохи.

О вкусах не спорят. Судить об увлечениях не испытывавшей нужды в деньгах Морозовой можно по ассортименту любимого ею фарфора – от немецкого, французского, английского и датского до продукции российских ИФЗ и кузнецовского заводов. Везде много цветов и часто – золота. Эти самые цветы и особенно розы делаются каким-то наваждением, с ваз перекидываясь на обивку кресел, – стоит ли удивляться, что даже на одной из немногих сохранившихся от дочери Марии картин, в свое время написанной для maman, без особых претензий выведены розы. Получившая благодаря Рейнботу дворянство купеческая дочь Зинаида Григорьевна предпочитала, чтобы было красиво, даже если красивость выплескивалась в избыточность. В семейном собрании, например, хранилось блюдо кузнецовского завода, где от обилия цветов не осталось живого места, а дарственная надпись на рисованной голубой ленте была «От Общества служащих харчевой лавки».

Оставшаяся в Горках живопись – что девушка с розой кисти некоего Василия Лобова, что девушка в образе Флоры работы Аликса Дюваля – о том же понимании прекрасного. В эту линию вписаны и массивная тумба с золоченой резьбой, и бюст Марии-Антуанетты, ставшей одним из стилистических ориентиров Морозовой. Легкая игривость французского XVIII века в пору Морозовой обернулась увлечением неорококо.

К теме ориентиров до конца не разгадываемой линией добавляется оммаж Наполеону в виде заказанной Морозовой шторы с пчелами на пурпурном фоне, какие известны по наполеоновскому гербу. Стараниями дочери Марии материнские вкусы разбавила эстетика модерна. Младшая Морозова посещала Абрамцевские мастерские, а в семье почиталась как унаследовавшая врубелевские традиции, хотя хронологически они пересечься не успели. Когда в Горках обосновались Ленин с Крупской, под свой быт они приспособили кое-что как раз из более «спокойной» модерновой мебели, закрыв чехлами оставшуюся от старшей Морозовой.

Живопись (от «Синей гаммы» Петра Петровичева, рябящего флоксами холста, что был в усадьбе при Морозовой, до неморозовских «цветочных» вещей Коровина, Юона и других), врубелевская майолика и графика разнообразят создаваемую предметами и предметиками, от мебели, костюмов, фарфора до ридикюля, атмосферу. Они же ведут историю в культурологическом русле. О руссоизме и культе природы, о ботанических книгах (экспонируют даже рисунок из альбома француза Редуте, которому покровительствовала Мария-Антуанетта и книги которого сегодня невероятно ценятся на аукционах), о райском символе – павлине, появляющемся тут у Врубеля, о том, как модерн сменил ботанический фокус.

В разговоре о культуре в целом обретаются и самые необычные вещи, и некоторые интонационные акценты относительно главной героини. Это может быть иллюстрация с пальмами к «Энциклопедии» Дидро, а могут быть картинки из альбома «Ожившие цветы» Жана Гранвиля, который еще в 1860-х пародировал культ цветов, уподобляя им людей. На выставке более поздняя рифма им находится в использовавшихся Морозовой открытках с нимфоподобными девицами. И когда итогом одного из разделов оказывается картина «Дама с сумочкой» из Галеев-Галереи (вообще самая неожиданная живопись на выставку прибыла из собрания Галеева), которую уже в 1930-х Юрий Васнецов адресовал к «мещанской» теме, – это тоже интонационный акцент к вкусам Морозовой. В каком-то смысле как и неожиданный финал, где речь идет об эпохе модерна и впервые объединены пять офортов Якунчиковой из серии «Смерть и цветы (Череп)». Куратор шутливо сравнивает это с Уорхолом до Уорхола, а в ее текстах читаешь о теме vanitas, вновь ставшей востребованной на рубеже веков. 


Читайте также


Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
7188
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
9368
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
6672
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
6566

Другие новости