musicAeterna folk – еще одна ветвь большой творческой семьи Теодора Курентзиса. Фото предоставлено пресс-службой Дома Радио
В один из летних уик-эндов команда петербургского Дома радио провела свою творческую лабораторию на территории легендарного городка, где жили Пастернак, Ахмадулина, Чуковский, Тарковский.
В творческом центре Переделкино прошли концерты, встречи и дискуссии культурной программы «Единомышленники». Так, композитор-резидент Дома радио Алексей Ретинский, хореограф Ольга Цветкова и филолог Денис Крюков рассуждали о связях звука, движения и слова; режиссер Тихон Пендюрин – о фильме Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», который был показан тут же, а продюсер Катерина Ростовцева – о том, как создать и продвигать фольклорный проект.
Собственно, его презентация и стала главным событием выездной лаборатории Дома радио. Московская публика впервые услышала ансамбль musicAeterna folk – новый музыкальный коллектив, появившийся внутри большого «семейства» musicAeterna и одобренный лично Теодором Курентзисом. Таким образом, к его оркестру, хору и танцевальной труппе теперь добавился и фольклорный ансамбль, исполняющий подлинные русские народные песни.
В середине мая Дом радио объявил open call для спецпроекта musicAeterna folk: от будущих артистов требовалось умение профессионально интонировать в народной манере, импровизировать и даже играть на русских народных инструментах. В итоге среди 55 заявок продюсер Катерина Ростовцева и этномузыколог Елизавета Аньшина выбрали восемь музыкантов-фольклористов, опытных исполнителей и знатоков русского аутентичного пения.
Дебют musicAeterna folk состоялся на Дягилевском фестивале в Перми: новый ансамбль выступил с сольным концертом в частной филармонии «Триумф» и принял участие в экспериментальном open-air проекте «Поэма горы». Стало очевидно, что ансамбль буквально борется за сохранение традиций и популяризирует русский фольклор, о красоте и самобытности которого теперь узнала и характерная публика концертов Теодора Курентзиса.
Презентация musicAeterna folk в Переделкино показала, какие цели перед собой поставил фольклорный ансамбль. Во-первых, это аутентичное, в народной манере исполнение песен, записанных в разных регионах России от местных бабушек. Перед каждым номером участники musicAeterna folk сообщали о том, где и в каких условиях была «добыта» песня и чем с точки зрения музыкального языка отличается одна местность от другой.
Во-вторых, представление самых разных жанров русской народной музыки, позволяющее оценить ее стилевое многообразие – от лирической протяжной и страдания под балалайку до свадебного причета и городской частушки под баян. А также особенности звучания как многоголосия с любопытными гармоническими изысками, так и соло, где исполнители демонстрировали свое владение мелизматикой, глиссандо и прочими вокальными премудростями.
В-третьих, музыканты постоянно общались с публикой, устраивали интерактив и рассказывали в том числе истории о том, как каждый из них стал заниматься русским фольклором. А музыкальный руководитель musicAeterna folk Елизавета Аньшина справедливо отметила, что народное пение – это не разудалые выкрики и танцы в кокошниках, а огромный, так до конца и не изученный пласт русской культурной традиции, который может восприниматься сегодня свежо.
Такая исповедальность, безусловно, подкупала, и после первого концерта на лесной полянке слушатели еще долго не отпускали музыкантов со сцены, требуя бис. Второй концерт, прошедший ночью у скульптуры «Архилес» в парке Дома творчества Переделкино (там же днем звучала многоканальная инсталляция Егора Ананко), напоминал некий обряд или ритуал, погружающий в исторические времена. Фольклорные традиции села Завгороднее сменяли свадебные хоровые причитания Русского Севера, а духовную музыку молокан – лирические протяжные песни старожилов Сибири. На фоне гигантских деревьев, освещаемых красной подсветкой, участники musicAeterna folk в аутентичных нарядах воспринимались как пришельцы из далекого прошлого, которые прибыли к нам для того, чтобы напомнить, что такое на самом деле – русское народное творчество.