0
8439
Газета Культура Печатная версия

24.07.2023 18:59:00

В Петербурге завершился XIV Международный конкурс молодых оперных певцов

Птенцы гнезда Образцовой

Тэги: международный конкурс, молодые оперные певцы, елена образцова


международный конкурс, молодые оперные певцы, елена образцова Жюри на этот раз оказалось щедрым: вторых и третьих премий выдали по две. Фото предоставлено пресс-службой конкурса

В этом году конкурс проходил впервые за много лет без ощутимой государственной поддержки – только родной город Образцовой оказал посильную помощь, что, конечно, весьма симптоматично и печально, поскольку имя Елены Васильевны – очень значимое для отечественной культуры, а уж сколько она сделала для страны, никакими финансовыми показателями не измерить. Но конкурс состоялся – и прошел на том же высоком уровне, каким его знала до сих пор общественность: с международным составом жюри и участников, в прекраснейшем зале Капеллы, с огромным количеством заявок.

Фонд Елены Образцовой в Москве и Культурный центр ее имени в Петербурге, образцовские институции, возглавляемые подвижницами Натальей Игнатенко и Ириной Черновой, снижать заданных великой русской певицей планок не собираются – конкурс жив и так же резонансен, как и в прошлые годы: на следующий год собирается отметить череду юбилеев – 85-летие самой Образцовой, четверть века самому конкурсу, провести десятый юбилейный юношеский форум.

Первый тур проходил по записям – впервые конкурс прибег к такой практике (чего не любила Елена Васильевна, предпочитая оценивать всех «в реале»): вокальные эксперты Ирина Долженко, Марина Шутова и Тедди Герстель отслушали почти четыре сотни претендентов и в итоге отобрали 56 тех, кому предстояло петь уже живьем в Петербургской капелле. Международное жюри на этот раз было более компактно, чем прежде (при Образцовой оно доходило до 15 человек в иные годы): неизменные Маквала Касрашвили и Лариса Гергиева представляли Россию, дружественные Белоруссию и Узбекистан – Оксана Волкова и Рамиз Усманов, западный мир – вокальные менеджеры Алессандро Ариози, Алессандро ди Глория (Италия) и Тедди Герстель (Швейцария). Между музыкантами, особенно певцами, и агентами на этот раз был найден верный баланс, а тенор и директор Большого театра Узбекистана Усманов был «един в двух лицах».

География конкурсантов отразила текущие геополитические реалии даже в большей степени, нежели состав жюри: четыре пятых – россияне, небольшой иностранный компонент представлял в основном Азию – трое монголов, по двое китайцев и узбеков, единичные представители Армении, Киргизии, Казахстана, Вьетнама, Туркмении. Что касается последней, то удивил сам факт певицы из этой страны (сопрано Дуньягозель Бегалиева), памятуя, что еще в начале этого века тогдашний лидер страны Сапармурат Ниязов буквально уничтожил оперную традицию в республике – Оперный театр имени Махтумкули был не просто расформирован, а буквально снесен. Еще одно удивление – целых два вокалиста из Украины, что по нынешним временам и подвиг, и вызов.

Два очных тура в Капелле продемонстрировали нешуточную борьбу. Типичный портрет конкурсанта – молодые и симпатичные девушки в роскошных нарядах, тембры интересные, богатые, голоса свежие и яркие, сильные, иногда даже оглушающие, совершенную акустику великого зала мало кто хочет принимать во внимание, большинство стремится поразить жюри децибелами. Большой диапазон, владение многими техническими приемами, замах на сложнейший репертуар, нередко в целом оправданный – им многое уже по силам. Это плюсы. Минусы – неумение выбрать произведения, подходящие своему типу голоса, стремление петь слишком технически сложное, мало тонкости и нюансировки, оттенков, не всегда идеальная интонация, проблемы с взятием верхних нот. Что до глубины, смыслов, понимания, правдивости в передаче эмоциональной палитры произведений, то по-настоящему этого нет почти ни у кого. Особенно это отразилось на камерном репертуаре (в требованиях конкурса – во втором туре русские и западноевропейские романсы) – большинство поет вокальные миниатюры с настоящим оперным размахом. Словом, молодежь как молодежь, а конкурс как конкурс: необходимый этап профессионального взросления.

Жюри на этот раз оказалось щедрым: вторых и третьих премий выдали по две. Правда, гран-при опять не случилось: действительно, таких очевидных лидеров, как Ильдар Абдразаков в 1999-м (на самом первом конкурсе) или Юлия Лежнева в 2007-м XIV конкурс не выявил. Золото взял баритон из Армении Аксел Давеян, серебро поделили россиянка Валерия Торунова (меццо) и украинец Игорь Онищенко (тенор), бронзу – две сопрано: Елизавета Кулагина из России и Чжан Лэй из Китая. Традиционно много специальных премий – от зрительских симпатий (ее получила российское меццо Валерия Горбунова) до именных, посвященных великим музыкантам прошлого. В частности, в этот раз почтили юбилеи Сергея Рахманинова и Николая Черепнина, Федора Шаляпина и Антонины Неждановой, Марии Каллас и Монсеррат Кабалье. Было много призов от различных организаций и фондов – не по одному поощрению получили финалисты-дипломанты конкурса россияне сопрано Александра Соколова и баритон Семен Антаков. 


Читайте также


Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
8126
Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Неля Насибулина

Grand Piano Competition откроется мировой премьерой сочинения Александра Чайковского

0
4420

Другие новости