Жюри на этот раз оказалось щедрым: вторых и третьих премий выдали по две. Фото предоставлено пресс-службой конкурса
В этом году конкурс проходил впервые за много лет без ощутимой государственной поддержки – только родной город Образцовой оказал посильную помощь, что, конечно, весьма симптоматично и печально, поскольку имя Елены Васильевны – очень значимое для отечественной культуры, а уж сколько она сделала для страны, никакими финансовыми показателями не измерить. Но конкурс состоялся – и прошел на том же высоком уровне, каким его знала до сих пор общественность: с международным составом жюри и участников, в прекраснейшем зале Капеллы, с огромным количеством заявок.
Фонд Елены Образцовой в Москве и Культурный центр ее имени в Петербурге, образцовские институции, возглавляемые подвижницами Натальей Игнатенко и Ириной Черновой, снижать заданных великой русской певицей планок не собираются – конкурс жив и так же резонансен, как и в прошлые годы: на следующий год собирается отметить череду юбилеев – 85-летие самой Образцовой, четверть века самому конкурсу, провести десятый юбилейный юношеский форум.
Первый тур проходил по записям – впервые конкурс прибег к такой практике (чего не любила Елена Васильевна, предпочитая оценивать всех «в реале»): вокальные эксперты Ирина Долженко, Марина Шутова и Тедди Герстель отслушали почти четыре сотни претендентов и в итоге отобрали 56 тех, кому предстояло петь уже живьем в Петербургской капелле. Международное жюри на этот раз было более компактно, чем прежде (при Образцовой оно доходило до 15 человек в иные годы): неизменные Маквала Касрашвили и Лариса Гергиева представляли Россию, дружественные Белоруссию и Узбекистан – Оксана Волкова и Рамиз Усманов, западный мир – вокальные менеджеры Алессандро Ариози, Алессандро ди Глория (Италия) и Тедди Герстель (Швейцария). Между музыкантами, особенно певцами, и агентами на этот раз был найден верный баланс, а тенор и директор Большого театра Узбекистана Усманов был «един в двух лицах».
География конкурсантов отразила текущие геополитические реалии даже в большей степени, нежели состав жюри: четыре пятых – россияне, небольшой иностранный компонент представлял в основном Азию – трое монголов, по двое китайцев и узбеков, единичные представители Армении, Киргизии, Казахстана, Вьетнама, Туркмении. Что касается последней, то удивил сам факт певицы из этой страны (сопрано Дуньягозель Бегалиева), памятуя, что еще в начале этого века тогдашний лидер страны Сапармурат Ниязов буквально уничтожил оперную традицию в республике – Оперный театр имени Махтумкули был не просто расформирован, а буквально снесен. Еще одно удивление – целых два вокалиста из Украины, что по нынешним временам и подвиг, и вызов.
Два очных тура в Капелле продемонстрировали нешуточную борьбу. Типичный портрет конкурсанта – молодые и симпатичные девушки в роскошных нарядах, тембры интересные, богатые, голоса свежие и яркие, сильные, иногда даже оглушающие, совершенную акустику великого зала мало кто хочет принимать во внимание, большинство стремится поразить жюри децибелами. Большой диапазон, владение многими техническими приемами, замах на сложнейший репертуар, нередко в целом оправданный – им многое уже по силам. Это плюсы. Минусы – неумение выбрать произведения, подходящие своему типу голоса, стремление петь слишком технически сложное, мало тонкости и нюансировки, оттенков, не всегда идеальная интонация, проблемы с взятием верхних нот. Что до глубины, смыслов, понимания, правдивости в передаче эмоциональной палитры произведений, то по-настоящему этого нет почти ни у кого. Особенно это отразилось на камерном репертуаре (в требованиях конкурса – во втором туре русские и западноевропейские романсы) – большинство поет вокальные миниатюры с настоящим оперным размахом. Словом, молодежь как молодежь, а конкурс как конкурс: необходимый этап профессионального взросления.
Жюри на этот раз оказалось щедрым: вторых и третьих премий выдали по две. Правда, гран-при опять не случилось: действительно, таких очевидных лидеров, как Ильдар Абдразаков в 1999-м (на самом первом конкурсе) или Юлия Лежнева в 2007-м XIV конкурс не выявил. Золото взял баритон из Армении Аксел Давеян, серебро поделили россиянка Валерия Торунова (меццо) и украинец Игорь Онищенко (тенор), бронзу – две сопрано: Елизавета Кулагина из России и Чжан Лэй из Китая. Традиционно много специальных премий – от зрительских симпатий (ее получила российское меццо Валерия Горбунова) до именных, посвященных великим музыкантам прошлого. В частности, в этот раз почтили юбилеи Сергея Рахманинова и Николая Черепнина, Федора Шаляпина и Антонины Неждановой, Марии Каллас и Монсеррат Кабалье. Было много призов от различных организаций и фондов – не по одному поощрению получили финалисты-дипломанты конкурса россияне сопрано Александра Соколова и баритон Семен Антаков.