0
8235
Газета Культура Печатная версия

16.07.2023 18:09:00

"Анну Каренину" заподозрили в недостатке патриотизма

Что может означать очередная кампания нападок на директора Большого театра

Тэги: ясная поляна, театральный фестиваль, толстой, анна каренина, большой театр, скандал, соцсети, владимир урин, ноймайер


ясная поляна, театральный фестиваль, толстой, анна каренина, большой театр, скандал, соцсети, владимир урин, ноймайер Скриншот видео Youtube

На прошлых выходных в «Ясной Поляне» прошел Седьмой театральный фестиваль «Толстой». Его кульминацией стал спектакль Большого театра «Анна Каренина», который за три фестивальных дня был показан дважды – с немыслимым успехом у публики. Это не помешало Telegram-каналам раздуть скандал вокруг некоторых сцен из спектакля.

В объектив попало два кадра: на первом избиратели вслед за своим кандидатом вскидывают руку вверх, на втором – две команды игроков в лякросс, одна в красной, другая – в желто-голубой форме. Претензии таковы: Большой, а точнее – генеральный директор театра Владимир Урин, ведет антигосударственную политику, на сцене «зигуют», а высокие идеалы СВО сведены до хоккея на траве. Сюда же – последняя премьера, опера Джордано Умберто «Король», где композитор якобы превознес режим Муссолини.

Балет Джона Ноймайера «Анна Каренина» вряд ли имеет отношение к политическим процессам в России. Был поставлен в 2018 году, причем сочинялся для трех городов – Гамбурга, Москвы и Монреаля. Вероятно, поэтому Ноймайер Левина превращает в американского фермера, скачки заменяет лякроссом (игра появилась в Новом cвете), а действие происходит в наши дни. Критики отмечали, что для Ноймайера важна была не сюжетная, внешняя канва романа, а те сложные чувства, которые испытывают толстовские герои. И как раз здесь хореограф, кстати говоря филолог по образованию, превзошел себя. Об исключительности этой постановки писал даже Павел Басинский, автор книги «Подлинная история Анны Карениной»: «На спектакле в Большом я испытывал странное и какое-то в хорошем смысле ревнивое чувство, что я не только современный балет смотрю, но и читаю и обсуждаю роман с человеком, обладающим абсолютным филологическим слухом на толстовский шедевр».

За шесть лет, что идет этот балет, его посмотрели уже тысяч 50 зрителей (а в Большой регулярно ходят и представители администрации президента, и депутаты Госдумы, и министры), и никто до сих пор не распознал антигосударственной позиции театра и его директора. А руководители фестиваля «Толстой» – если уж принимать критику Telegram-каналов – не несут ответственности за то, что в «Ясной Поляне», разрушенной во время Великой Отечественной войны, «зигуют» (это еще одна претензия, высказанная Большому)?

Доказывать, что интерпретация – не воля директора, а замысел автора, бессмысленно. Возможно, Ноймайер именно этим жестом хотел подчеркнуть не слишком гуманные намерения Каренина-политика? А красная форма игроков вполне может отсылать к кленовому листу на флаге Канады, родины лякросса. Этот ракурс диалога не интересует авторов доноса, здесь риторика другая: не разглядел, не запретил – виноват.

Вычистить все спектакли от сцен, которые могут содержать потенциальную угрозу, невозможно. Во-первых, есть воля автора (в случае с Ноймайером она наверняка зафиксирована юридически), а во-вторых, фантазия интерпретаторов может быть чересчур богатой и крамолу можно найти даже в самом невинном сюжете. Если идти по этому пути, даже русскую классическую оперу ставить нельзя. Скажем, «Хованщина» Мусоргского (про стрелецкий бунт) возможна ли после июньских событий? А «Борис Годунов», где у храма Василия Блаженного устами Юродивого говорится, что молиться за царя-ирода Богородица не велит?

Такого рода скоординированные атаки обычно ведутся тогда, когда кто-то нацелился на должность атакуемого. Вероятно, должность генерального директора Большого театра кому-то приглянулась. Как тут не вспомнить периодически поднимаемые волны аргументов в пользу объединения руководства «императорскими театрами», как когда-то при последнем императоре. Как будто тот опыт проверен временем на качество. Ни императора, ни империи…

А театры идут своей дорогой, и каждый весьма и по-своему успешен. Укрупнение объекта управления чревато большими проблемами, ошибками и потерями. Уж больно различаются миссии и цели сегодняшних театров. Они несовместимы в одной голове. Потому что голова властная и видит все по-своему. Без альтернативы на второе наилучшее решение. Так что фантазерам, мечтающим о единой дирекции, следует оценить риски потерь и поражений на неочевидном пути слияний и поглощений. Кстати, информация к размышлению. В мире бизнеса около половины сделок в рамках слияний и поглощений не дают желаемого результата. Главная причина – различная система ценностей объединяемых компаний. А ценности, как известно, самая консервативная часть общественного и группового сознания. Конвергенции, как правило, не подлежат. 


Читайте также


Критика без головы

Критика без головы

Мила Михайлова

Что делал Лев Толстой в 1885 году в Бутырской тюрьме

0
1006
Спор о хиджабе некстати разгорелся накануне Дня народного единства

Спор о хиджабе некстати разгорелся накануне Дня народного единства

Милена Фаустова

Представители ислама предложили носить косынку вообще всем школьницам России

0
3079
Молдавские выборы на грани срыва

Молдавские выборы на грани срыва

Светлана Гамова

Бухарест отказался поддержать Санду

0
3224
Тиграм и леопардам нет дела до границ

Тиграм и леопардам нет дела до границ

Марианна Власова

Объявлены лауреаты премии «Ясная Поляна»

0
1770

Другие новости