0
7296
Газета Культура Печатная версия

03.07.2023 18:56:00

Что нужно публике

Театральное агентство "Арт-Партнер ХХI" представило летнюю премьеру

Тэги: частный театр леонида робермана, наедине, премьера, театральная критика


частный театр леонида робермана, наедине, премьера, театральная критика Виктория Исакова может сыграть даже телефонную книгу. Фото РИА Новости

Летом хочется выйти из залов академических театров, побыть заезжим зрителем, который, возможно, будучи гостем города или завсегдатаем кинотеатра (точнее – раньше, когда кинорепертуар еще ломился от предложения), один раз в месяц выбрался в театр – непременно на постановку со звездным составом и с манящим названием на афише.

Частный театр Леонида Робермана хотя и числится по разряду антрепризы, таковым не слывет. Высокий вкус продюсера, основателя этого жанра в России, сложил серьезную репутацию – имена актеров и режиссеров здесь можно встретить весомые, далеко не поденные, а планку «театрального продукта» тут держат, нередко отправляясь из освоенных вод в эксперименты, к сожалению, долго не живущие. Что симптоматично.

Хотя если раньше казалось, что антреприза только и «гребет деньги» на известных лицах, то теперь экономика не то что сравнялась – а, напротив, в гостеатр билеты могут стоить дороже, что, конечно, объясняется и просто тем, что многонаселенность постановок и сложность изготовления декораций диктует ценообразование. В этом смысле мобильность и камерность постановок, изначально рассчитанных на активный прокат, сужает технический масштаб, и цены здесь стали совершенно обычные.

«Наедине» – спектакль, состоящий из трех монологов. Три привлекательные молодые женщины, рассказывающие личные, интимные, истории, слегка приправленные ретростилистикой. Стильное, лаконичное оформление Наны Абдрашитовой – светлый подиум, направленный сверху, как зеркало, круглый видеоэкран, скупые, но визуально броские детали реквизита. Александра Ребенок, Виктория Исакова, Ирина Старшенбаум сменяют друг друга на сцене, каждая в своем отрезке времени стремится захватить обаянием внимание зрителей. И если Ребенок и Исакова – актрисы театральные, играют крупно (но и не без переигрывания), зная особые законы сцены, Старшенбаум, привычная к кинокамере, а не к театральному залу, ожидаемо теряется в сравнении. А вот Исакова показывает настоящий мастер-класс – как сыграть условную телефонную книгу, то есть сыграть, и всерьез – или всерьез рассмешить, тогда как играть-то нечего. Небезызвестный режиссер Никита Кобелев ранжирует эти монологи, ставит речевые, пластические и световые акценты, играет музыкальным фоном, словом, напрямую занимается всем тем, что требуется от режиссера как организатора театрального действия. Все вместе звучит как рецепт успеха. На деле – миловидная обертка скрывает звенящую пустоту еще и с сомнительным послевкусием. И вот теперь главное – что же они играют?

Для антрепризы этот вопрос может показаться смешным. Важнее ведь не что, а как – задорный сюжет, побольше смешного, человеческого, узнаваемого, даже с глупцой. Тут Роберман, конечно, в очередной раз ломает стереотипы: разыгрываемые монологи отнюдь не комедийны, напротив – драматичны и даже с эстетской претензией. Только вот по Рэю Куни можно даже начать горячо скучать, пытаясь продраться сквозь вязкую графоманию Дона Нигро. По устоявшейся театральной легенде это никакой не американский драматург, которого якобы в России представляет его переводчик, а сам этот «переводчик» и есть, придумавший себе псевдоним и литературный портрет – что, в общем, тоже сюжет для небольшого рассказа. Скорее сатирического. Стоит представить самую ширпотребную бульварщину, и вы не промахнетесь – оно и есть. Занудная любовная линия, пара ложек – с горкой – безвкусной эротики, замешанной на психопатологических перверсиях, много американизмов, мелодраматизм плохого разлива, слезный финал – и рецепт вечернего десерта для стареющих дам готов. И опять словно обречено на успех.

Оглядываюсь – никаких дам бальзаковского возраста, сплошь молодые пары среднего класса, где девушки совсем не заняты бесплотными мечтаниями о неслучившихся любовях. За все время спектакля – почти ноль эмоциональных реакций, но в конце поклонницы все равно заваливают любимых актрис цветами.

Все бы это не стоило и обсуждения, если бы не один вопрос: а что же все-таки нужно публике, так ли она нуждается, даже приходя в театр исключительно как в место для развлечения, в легкой (но низкопробной ли?) литературе? По разочарованному содержанием немому отклику зала так не скажешь. Конечно, даже в рамках одного театрального агентства все вкусы стараются удовлетворить (и отличная современная пьеса взята Роберманом для другого проекта «Это все она» с Викторией Толстогановой в главной роли), не говоря уже обо всей столице, где можно найти все что угодно.

Сегодня ведется много разговоров, даже на государственном уровне, о смыслах, которые должна нести культура. И дело не только в низких запросах публики, отнюдь, публика не дура. Это очередное клише. Но ходить-то на что? Если в том же «Арт-Партнере» все действительно художественные проекты последних сезонов («Сад», «Двое», «БеЗприданница», «Борис») канули в Лету по причине выдавливания из страны людей – актеров и режиссеров. 


Читайте также


Илья Дель сыграл участкового-романтика

Илья Дель сыграл участкового-романтика

Ксения Двинская

Театр на Садовой создал мини-сериал о славянской мифологии

0
1536
Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
2820
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
3712
Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Марина Гайкович

0
3484

Другие новости