Виктория Исакова может сыграть даже телефонную книгу. Фото РИА Новости
Летом хочется выйти из залов академических театров, побыть заезжим зрителем, который, возможно, будучи гостем города или завсегдатаем кинотеатра (точнее – раньше, когда кинорепертуар еще ломился от предложения), один раз в месяц выбрался в театр – непременно на постановку со звездным составом и с манящим названием на афише.
Частный театр Леонида Робермана хотя и числится по разряду антрепризы, таковым не слывет. Высокий вкус продюсера, основателя этого жанра в России, сложил серьезную репутацию – имена актеров и режиссеров здесь можно встретить весомые, далеко не поденные, а планку «театрального продукта» тут держат, нередко отправляясь из освоенных вод в эксперименты, к сожалению, долго не живущие. Что симптоматично.
Хотя если раньше казалось, что антреприза только и «гребет деньги» на известных лицах, то теперь экономика не то что сравнялась – а, напротив, в гостеатр билеты могут стоить дороже, что, конечно, объясняется и просто тем, что многонаселенность постановок и сложность изготовления декораций диктует ценообразование. В этом смысле мобильность и камерность постановок, изначально рассчитанных на активный прокат, сужает технический масштаб, и цены здесь стали совершенно обычные.
«Наедине» – спектакль, состоящий из трех монологов. Три привлекательные молодые женщины, рассказывающие личные, интимные, истории, слегка приправленные ретростилистикой. Стильное, лаконичное оформление Наны Абдрашитовой – светлый подиум, направленный сверху, как зеркало, круглый видеоэкран, скупые, но визуально броские детали реквизита. Александра Ребенок, Виктория Исакова, Ирина Старшенбаум сменяют друг друга на сцене, каждая в своем отрезке времени стремится захватить обаянием внимание зрителей. И если Ребенок и Исакова – актрисы театральные, играют крупно (но и не без переигрывания), зная особые законы сцены, Старшенбаум, привычная к кинокамере, а не к театральному залу, ожидаемо теряется в сравнении. А вот Исакова показывает настоящий мастер-класс – как сыграть условную телефонную книгу, то есть сыграть, и всерьез – или всерьез рассмешить, тогда как играть-то нечего. Небезызвестный режиссер Никита Кобелев ранжирует эти монологи, ставит речевые, пластические и световые акценты, играет музыкальным фоном, словом, напрямую занимается всем тем, что требуется от режиссера как организатора театрального действия. Все вместе звучит как рецепт успеха. На деле – миловидная обертка скрывает звенящую пустоту еще и с сомнительным послевкусием. И вот теперь главное – что же они играют?
Для антрепризы этот вопрос может показаться смешным. Важнее ведь не что, а как – задорный сюжет, побольше смешного, человеческого, узнаваемого, даже с глупцой. Тут Роберман, конечно, в очередной раз ломает стереотипы: разыгрываемые монологи отнюдь не комедийны, напротив – драматичны и даже с эстетской претензией. Только вот по Рэю Куни можно даже начать горячо скучать, пытаясь продраться сквозь вязкую графоманию Дона Нигро. По устоявшейся театральной легенде это никакой не американский драматург, которого якобы в России представляет его переводчик, а сам этот «переводчик» и есть, придумавший себе псевдоним и литературный портрет – что, в общем, тоже сюжет для небольшого рассказа. Скорее сатирического. Стоит представить самую ширпотребную бульварщину, и вы не промахнетесь – оно и есть. Занудная любовная линия, пара ложек – с горкой – безвкусной эротики, замешанной на психопатологических перверсиях, много американизмов, мелодраматизм плохого разлива, слезный финал – и рецепт вечернего десерта для стареющих дам готов. И опять словно обречено на успех.
Оглядываюсь – никаких дам бальзаковского возраста, сплошь молодые пары среднего класса, где девушки совсем не заняты бесплотными мечтаниями о неслучившихся любовях. За все время спектакля – почти ноль эмоциональных реакций, но в конце поклонницы все равно заваливают любимых актрис цветами.
Все бы это не стоило и обсуждения, если бы не один вопрос: а что же все-таки нужно публике, так ли она нуждается, даже приходя в театр исключительно как в место для развлечения, в легкой (но низкопробной ли?) литературе? По разочарованному содержанием немому отклику зала так не скажешь. Конечно, даже в рамках одного театрального агентства все вкусы стараются удовлетворить (и отличная современная пьеса взята Роберманом для другого проекта «Это все она» с Викторией Толстогановой в главной роли), не говоря уже обо всей столице, где можно найти все что угодно.
Сегодня ведется много разговоров, даже на государственном уровне, о смыслах, которые должна нести культура. И дело не только в низких запросах публики, отнюдь, публика не дура. Это очередное клише. Но ходить-то на что? Если в том же «Арт-Партнере» все действительно художественные проекты последних сезонов («Сад», «Двое», «БеЗприданница», «Борис») канули в Лету по причине выдавливания из страны людей – актеров и режиссеров.