Лауреат Первой премии Сергей Давыдченко. Фото Евгения Евтюхова с официального сайта конкурса
Пятичасовым гала-концертом на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге завершился XVII Международный конкурс имени Чайковского. В финале сопредседатель оргкомитета Валерий Гергиев назвал имя абсолютного победителя, им стала певица Зинаида Царенко. Статус обладателя Гран-при приносит к Первой премии (30 тыс. долл. США) еще 100 000.
Конкурс этого года был отмечен печатью секретности: списки участников были оглашены в день жеребьевки, а имена членов жюри появились на сайте примерно в то время, когда около Московской консерватории проходила торжественная церемония возложения цветов к памятнику Чайковскому. Даже статистика по просмотрам трансляций – в былые годы гордость организационного комитета (обновлялась практически ежедневно) – была засекречена до окончания конкурса. Общий буклет вышел из печати примерно тогда же. А имя председателя жюри у виолончелистов так и не было названо. Награждала лауреатов в Доме Пашкова министр культуры Ольга Любимова. С иными специальностями определились по ходу – так, Хибла Герзмава в статусе председателя была объявлена ближе к финалу. А Денис Мацуев у пианистов и Виктор Третьяков у скрипачей были названы в самом начале. Сам состав жюри был международным настолько, насколько позволяет политическая ситуация в мире. Тем не менее представители Европы за столом с зеленым сукном присутствовали. В основном это выходцы из СССР или те, кто не должен отчитываться перед работодателем за сотрудничество с российскими структурами: дирижер Юстус Франц (в жюри пианистов, Германия), экс-концертмейстер группы альтов в Берлинском филармоническом оркестре Вильфрид Штреле (в жюри скрипачей, Германия), выпускник Московской консерватории Эдуард Вульфсон (в жюри скрипачей, Швейцария) и т.д. Мощно был представлен восточный блок, в том числе легендами: так, в жюри пианистов входил лауреат Второй премии Первого конкурса им. Чайковского Лю Ши Кунь (Китай).
Блок участников – Валерий Гергиев назвал их «аполитичными музыкантами» – представлял более широкий географический спектр. Сообщалось, что было подано 742 заявки из 41 страны, до первого тура допустили музыкантов из 23 стран: России, Италии, США, Сербии, Казахстана, Южной Кореи, Японии, Китая, Франции, Великобритании, Грузии, Молдовы, Германии, Беларуси, Азербайджана, Узбекистана, Монголии, Вьетнама, Словении, Венесуэлы, Канады, Коста-Рики и Австралии.
Впечатляет и широта просмотров трансляции прослушиваний, организованных на платформе социальной сети «ВКонтакте». Конкурс им. Чайковского посмотрело 50 000 000 в 102 странах мира, в их числе – европейские страны, США, Канада, а также, скажем, Камерун, Папуа – Новая Гвинея, Камбоджа. Смотрели конкурс и в Украине.
Пианистам было предоставлено несколько роялей на выбор, и можно отметить, что все большее количество музыкантов предпочитают Стенвей Ямахе (когда-то американская фирма с немецкими корнями уверенно лидировала) – победитель, пианист Сергей Давыдченко выбрал японский инструмент. Давыдченко – еще одна, пусть и негромкая, сенсация конкурса. Во-первых, он представляет не прославленные столичные вузы, как его предшественники. Московской или Петербургской консерватории он предпочел Ростов-на-Дону и остался верен своему преподавателю из специальной музыкальной школы. Давыдченко, бесспорно, невероятно одарен: вдумчивость, музыкальность, органичность, не говоря уже о технически безупречном исполнении, все же оставляют тревожность: слишком много в его игре чувствуется руки педагога (что не помешало ему действительно лучше всех исполнить торжественный Первый концерт Чайковского и монументальный Второй Прокофьева и абсолютно заслуженно победить). Сможет ли музыкант обрести самостоятельность мышления? Впрочем, может быть, эти опасения напрасны: например, Николай Луганский, слушавший третий тур в зале, сравнил Сергея Давыдченко с молодым Эмилем Гилельсом или Григорием Соколовым. Соколов, к слову, стал лауреатом Первой премии на конкурсе Чайковского в 16 лет, и в этом смысле его действительно можно сравнить с Давыдченко, которому 19. Жюри тогда не ошиблось: сегодня Соколов – один из лучших пианистов мира. Остается пожелать его коллеге таких же успехов.
У скрипачей лауреатом Первой премии стала Ким Хе Ки из Южной Кореи, победителей среди виолончелистов возглавила ее соотечественница Ли Ей Ын. Еще один музыкант из Южной Кореи – Сон Чи Хун – победил среди вокалистов, в женских голосах лауреатом стала названная выше Зинаида Царенко (меццо-сопрано). А в юной духовой номинации победили россияне: флейтистка Софья Виланд и трубач Семен Саломатников. Последний, кстати, настоящая сенсация: 17-летний лауреат конкурса имени Чайковского учится в средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории.