фото предоставлено пресс-службой оркестра
Два концерта в Московской филармонии дал Госоркестр республики Татарстан. Феерический вокальный вечер с солистами Большого театра Динарой Алиевой и Бехзодом Давроновым: хиты из итальянской (Верди, Пуччини) и русской (Чайковский) оперы в блистательном исполнении, ведь и оркестр, и певцы находятся на пике формы, - подарок для меломана.
Второй концерт – подарок для друга: творческий вечер композитора Александра Чайковского. В смысле хороших исполнителей Александр Владимирович – баловень судьбы, его играли и играют лучшие. Янсонс, Гергиев, Башмет, Плетнев, Третьяков, Федосеев и так далее по списку знаменитых и талантливых. Но, кажется, именно в Госоркестре Татарстана музыка Чайковского нашла идеальных исполнителей: помимо обязательной виртуозности, внимательных к оркестровой ткани и, главное, чутких к композиторской мысли. Недаром «Стан Тамерлана», фрагмент из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане», опьяняющий напором и страстью, стал для оркестра уже трюковым номером: на бис его исполняют без дирижера (Александр Сладковский под первые звуки уходит за кулисы, чтобы неспешно вернуться к финалу), а скоро, наверное, будут и с закрытыми лазами.
Да и сам концерт вышел грандиозным: композитор и дирижер, к слову, давние и добрые друзья, выбрали для столичной публики три громкие – по масштабу и мысли - партитуры. Иные из них москвичи услышали впервые. Пятая симфония писалась именно для Александра Сладковского, ему же и посвящена, и его оркестра, «с учетом мощности его звучания», как говорит сам композитор. В двухчастном полотне словно тьма борется со светом, драматический взрывы оркестра перебиваются «надмирными» пением, а элегическая песнь деревянных духовых во второй части почти растворяется в слушателе, если бы не финальный возглас тутти. Кажется, симфония, чей путь к слушателю прервался пандемией (законченная в 2019, она прозвучала только в 2021, в Казани, на фестивале современной музыки Concordia), предчувствует еще более трагичные для мира времена.
Концерт для двух фортепиано с оркестром, партитура, демонстрирующая блистательную виртуозность солистов (премьеры играли Александр Слободяник и Ефим Бронфман, эстафету приняли Андрей Диев и сам автор, затем его дочь Дарья Чайковская и Ксения Башмет, а сейчас Концерт исполнили Борис Березовский и Дмитрий Маслеев), для сегодняшнего слушателя неожиданно раскрывается в третьей части, когда форте эффектной токкаты вдруг прерывается чуть слышимой мелодией украинской щедривки.
Наконец, «Русский реквием». Сочинение, написанное к 60-летию Победы, с момента премьеры в Краснодаре прозвучало в разных точках России: на Волге (Саратов), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Красноярск), через год после премьеры - в столице, и вновь сюда вернулось. Партитура, которую вместе с оркестром Сладковского исполнили Хоровая капелла им. Юрлова, Большой детский хор им. Попова, органистка Евгения Кривицкая, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано) и солистка Михайловского театра Олеся Петрова (меццо-сопрано), действительно, впечатляет. Композитор называет реквием русским и уходит от традиционного латинского текста, выбирая пронзительные строки русских поэтов XIX и ХХ века – Тютчева («Когда пробьет последний час природы»), Есенина («На краю деревни старая избушка»), Блока («Девушка пела в церковном хоре»), Бродского («Ни страны, ни погоста») и Заболоцкого («Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя»), чередуя вокальные эпизоды с симфоническими. Траурный хорал продолжает злое скерцо, горестная ария меццо-сопрано предваряет устрашающее фугато, плач сопрано прерывает гневный симфонический эпизод – и так далее до философских строк Заболоцкого и торжественной коды на библейский текст псалма Давида «Боже, Тебя от ранней зари ищу я». И в этой структуре можно угадать и Dies Irae, и Tuba mirum, и Lacrimosa, и Lux aeterna, то есть черты универсальной композиции о трагедии смерти и ее преодолении. Поразительно, но русским этот реквием делают два женских голоса – ведь именно женщины на Руси есть символ трагедии войны.