Фото предоставлено пресс-службой Рязанской филармонии
Праздничные выходные, приуроченные ко дню России, в Рязани отметили масштабным культурным мероприятием – фестивалем искусств «Кремлевские вечера». На территории Рязанского музея-заповедника, в формате open-air, прошли концерты классической музыки, театрализованные проекты и лекции. Прохладная и ветреная погода не помешала артистам выступить на летней сцене, а местным жителям – открыть для себя новые имена и услышать любимые сочинения. Публика стояла, сидела на траве и даже совершала променады под звучащую музыку: вход на все мероприятия был бесплатным. Но не только этим можно объяснить подобный аншлаг. За одиннадцать лет своего существования «Кремлевские вечера» способствовали развитию музыкальной культуры региона, привлекли самую разную аудиторию. Рязанская областная филармония при поддержке Правительства области, местной Епархии проводили яркие запоминающиеся события с участием именитых исполнителей. Флагманом фестиваля был и остается Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова, который в свое время и предложил идею создания фестиваля.
Фото Андрея Павлушина |
Фестиваль «Кремлевские вечера» открылся литературно-музыкальной программой «Рахманинов. Аккорды эпохи», в которой знаковые опусы юбиляра (Второй фортепианный концерт, романс «Здесь хорошо», Прелюдия до-диез минор) сменялись чтением его дневниковых записей, воспоминаний, писем (актер, автор сценария и режиссер этого действа Петр Татарицкий). Концерт-перформанс объединил на одной сцене РГСО, певицу Яну Иванилову, пианиста Александра Кашпурина и органистку Евгению Кривицкую. На сцене был установлен итальянский цифровой орган Viscount, звучание которого идеально «вписалось» в акустику пространства, наполнило территорию Кремля своим уникальным тембром.
На следующий день чествование Рахманинова продолжилось сразу двумя крупными концертами. В первом Рязанский камерный хор под управлением Алексея Ракина, а также солистка Рязанского областного музыкального театра Ирина Воликова (сопрано) и солист Центра оперного пения Галины Вишневской Тихон Горячев (тенор) представили «Всенощное бдение». Символично, что декорацией к этому грандиозному циклу послужил Успенский собор, возвышающийся за сценой; это, безусловно, усилило впечатление от из без того строго-возвышенного исполнения. Еще один концерт второго дня фестиваля должен был состояться в той же локации, однако погода внесла свои коррективы – артисты элементарно мерзли, ноты сдувал ветер. В итоге, оперу «Алеко» в сценической версии режиссера Андрея Цветкова-Толбина показали в Рязанской филармонии, и несмотря на эти форс-мажорные обстоятельства, премьера прошла успешно. Публика осталась в восторге и от драматических монологов Алеко и Земфиры (Олег Федоненко и Ксения Иушина), и от эффектных цыганских костюмов, взятых в Рязанском театре драмы, и от балета Евгения Осотина, и от выразительного чтения пушкинских «Цыган» (Юлия Шаварина). А в заключительный день «Кремлевских вечеров» лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев и коллектив QUEENtet напомнили о «наставнике» Рахманинова – Чайковском. Цикл «Времена года» в переложении для квинтета сопровождался видео-проекцией картин природы и небольшими комментариями Мазаева, игравшего также на кларнете (во второй половине программы он спел песни из советских кинофильмов).
Кульминацией фестиваля стал проект «Рожденные Россией», которые его создатели – Петр Татарицкий и Евгения Кривицкая – называют «русским историко-героическим действом». Этот концерт-спектакль, осуществленный в рязанском Кремле при поддержке одного их государственных культурных фондов, стал глобальным размышлением о судьбе нашей страны и об испытаниях, выпавших на ее долю. На сцену выходили Кутузов с характерной повязкой на глазу (бас Родион Паульс), спевший знаменитую «Величавую» из «Войны и мира». Козьма Минин в русской рубахе (баритон Олег Федоненко) и Петр Первый в камзоле (Родион Паульс) – в данном случае герои музыкальной саги Лоры Квинт «Русский бал на четыре столетия» – внесли своими номерами дух современности, а Рязанский камерный хор и вовсе устроил с Петром Первым танцевальный флешмоб. Концерт строился как мелодекламация стихотворений русских поэтов – Сергея Есенина, Карины Филипповой, Николая Денисова (который лично участвовал в представлении в образе князя Дмитрия Пожарского) с последующим звучанием музыкальных композиций. Драматические монологи Петра Татарицкого сменялись сценой гадания Марфы из «Хованщины» (солистка Юлия Шаварина), «Вальсом-фантазией» Глинки, где Рязанский оркестр словно дал волю чувствам, знаменитым «Танцем рыцарей» Прокофьева, который Евгения Кривицкая сыграла на органе в «сопровождении» сцены ледового побоища из фильма «Александр Невский» (битву русских и рыцарей демонстрировали на экране). Завершил это двухчасовое грандиозное действо, показанное в День России, хор «Славься», прославляющий подвиги народа во все времена. Но публику воодушевил не только этот гимн: в начале композиции прозвучала песня «Россия начинается в тебе» молодого композитора Петра Корягина – ее трогательно, под дружные аплодисменты, спела юная артистка Полина Каменева под аккомпанемент РГСО с дирижёром Александром Соловьёвым. Впрочем, возвращаясь к главной теме рязанских «Кремлевских вечеров», так и хотелось добавить справедливое и бесспорное: Россия начинается с Рахманинова.
Рязань-Москва