Фото Кирилла Очкина
В Рахманиновском зале Московской консерватории состоялась премьера новой программы Петра Главатских. На концерте-перформансе выступили сам автор проекта, фольклорный ансамбль «Комонь» и ансамбль японских барабанов тайко «Мияби» консерваторского центра «Музыкальные культуры мира». Именно тембр этих инструментов и вдохновил Петра Главатских на создание своего шоу: «Когда я впервые услышал японские барабаны, я почувствовал, что самое точное определение образа этого звучания – достучаться до небес». А сама идея проекта родилась у Петра после просмотра фильма «Молчание» Мартина Скорсезе: феномен вечности и темы, которые затронул режиссер в своей картине, послужили импульсом для того, чтобы «обратиться напрямую к центру мироздания».
Концепция представления напоминала путешествие-променад по традициям и стилям, прошлому и настоящему. Музыканты вели слушателей за собой, то обрушивая на них ураганную мощь перкуссии, то погружая в проникновенные распевы южнорусских колядок, то заставляя вслушиваться в сонорные звуки-пятна пьесы «Черные облака» Эдисона Денисова. Любитель зрелищных перформансов, Петр Главатских и здесь решил отойти от традиционного концертного формата: на программках содержалась просьба воздержаться от аплодисментов до окончания концерта, который строился как непрерывное повествование – артисты плавно чередовали свои номера, создавая ощущение цельности. Для большего эффекта не хватало, пожалуй, только светового оформления, но и без этого концерт прошел грандиозно.
Петр Главатских ожидаемо был весь вечер на сцене, как обычно удивляя своей виртуозной техничной игрой на маримбе, большом барабане, бонго и семантроне (деревянная доска, по которой бьют молоточками). Впрочем, в этот раз «человек-барабан», как сам себя называет музыкант, познакомил не только с композициями Кейко Абе и Эндрю Томаса, но и со своими пьесами – «Негалантной Индией» (пародия на оперу-балет Рамо?) и «Достучаться до небес». Выступление Главатских сменялось пением фольклорного ансамбля «Комонь» и звучанием японских барабанов. Последние произвели невероятное впечатление на тех, кто в принципе не был знаком с этой традицией, но самое удивительное, что эту самую традицию воспроизводили русские исполнители, одетые в японские костюмы. Сочетание синхронных ударов и телодвижений, энергичных ритмов, скандирований-возгласов, театральных перемещений воздействовало магическим образом – «Мияби» продемонстрировали, как звучит архаика далекой от нас культуры. Фольклорный ансамбль «Комонь» поначалу воспринимался в программе как «чужеродный», было непросто переключиться от буйства японских барабанов в лирику села Вощеватово Волоконовского района Белгородской области. Однако этот фольклорный квинтет убедил своим аккуратным, благородным исполнением в присущей народной манере, отсылая уже к русским музыкальным истокам. В финале вечера традиции и стили объединились в единое целое, словно отражая сегодняшнее время: Петр Главатских, «Мияби» и «Комонь» исполнили южнорусскую колядку «А в Иерусалиме», достучавшись не только до небес, но и до сердец слушателей.