0
7593
Газета Культура Печатная версия

30.05.2023 17:46:00

Куда подевались подлинники?

В "Студии театрального искусства" состоялась премьера спектакля "Мандат" по пьесе Николая Эрдмана

Тэги: театральная премьера, мандат, студия театрального искусства, николай эрдман, сергей женовач, театральная критика


театральная премьера, мандат, студия театрального искусства, николай эрдман, сергей женовач, театральная критика Вокруг героев – копии знаменитых полотен. Фото с сайта www.sti.ru

Семью Гулячкиных режиссер Сергей Женовач и сценограф Александр Боровский поселили не в коммунальную квартиру, в которой от забивания гвоздей у соседей кастрюли на голову опрокидываются, хотя подобное случается и в этом спектакле. Такое впечатление, что не гастрономию, не продуктовую лавку держали до советской власти прежние владетели, ныне советские граждане, а вели другой бизнес – сбывали копии шедевров живописи.

На сцене подсобное помещение, в котором стеллажи с полотнами – от Рубенса до Малевича – густо зафиксированы на сетках. И они движутся… Собрание копий, повторов и прочей кальки весьма внушительное, поскольку ряды, установленные в правой кулисе, уходят еще и в глубь сцены. Возможно, именно копия, подделка – ключевые слова к сути новой работы СТИ.

В царстве имитаций живут не только Гулячкины, но и остальные действующие лица. Пародия Эрдмана на маленького человека, кажется, не волновала создателей спектакля, равно как и не зажигались они желанием сатирически вывести на чистую воду мещанство, что в свое время сделал Мейерхольд.

Потеряв нить смысла существования, каждый по-своему с ума сходит. Волнует ли судьба императорского дома коммерсанта Олимпа Сметанича (Алексей Вертков) или Тамару Леопольдовну (Татьяна Волкова) – господ из бывших? Платье царской особы Александры Федоровны, сохраняемое в сундуке (не очередная ли подделка?), – ставка в игре, а что ежели вдруг власть переменится, а в итоге орденок повесят за сохранение «святыни».

С одной стороны, ушлые приспособленцы стремятся добыть родственников с партбилетом, с другой – мечтают породниться с императорским домом. Спектакль не про тех, не про них в далекие 20-е, а про нас, про наше время, общество, погрузившееся с головой в циничное богатство оттенков и нюансов имитаций, в щедрое риторическое бесстыдство.

Кстати, поговорите с искусствоведами, которые скажут вам, до какой степени современный рынок наводнен копиями, выдающими себя за оригиналы. Но Женовач ставит, естественно, не про манию фальшака, а про более тревожное состояние социума, потерявшего разницу между настоящим и ненастоящим.

Вот Павел Гулячкин (Сергей Аброскин), гимназий не кончавший, своей мамаше Надежде Петровне (Ольга Калашникова) в самом начале спектакля преподает урок политического выживания на примере изобразительного искусства. С одной стороны – пейзаж «Вид Копенгагена» для своих, а с другой – портрет Карла Маркса, который пригодится на случай, если нагрянет комиссар. Гулячкин на этой презентации воображает себя трибуном, локотками опираясь на «икону мирового пролетариата». А вдруг?! Вот только верный мандат получит, и кто знает – такой вождь может двинуть массы к светлому будущему.

Но! Бедолаге надо б вступить в партию. Только при этом раскладе выпадет заветное очко – удачливый брак: сын Сметанича Валериан (Глеб Пускепалис) женится на сестре Гулячкина Варваре (Екатерина Чечельницкая). Но! В интригу включается сундук с платьем – единственный предмет бутафории на сцене. В сундук по нелепой случайности запирают кухарку Настю (Елизавета Кондакова). Вдобавок по комическому стечению обстоятельств она похожа на великую княжну Анастасию Николаевну, в спектакле, кажется, это учитывается. Актриса и вправду похожа. И Олимп Сметанич, и его сын, Автоном Сигизмундович (Андрей Шибаршин), разговаривая с сундуком, из коего торчит краешек белого шелка, узнают, что, во-первых, барышню зовут тоже Настей, во-вторых, отчество у нее царское Николаевна. Этого достаточно, чтобы поверить во встречу с княжной. А уж когда ее вызволяют оттуда в том самом белейшем платье, то у компании не останется вопросов – перед ними царственная Анастасия. Тут на сцене высвечивается и копия портрета княжны. И уже сын Сметанича готов молниеносно жениться на ней, забыв о помолвке с Варварой.

В этой сцене свершается почти гипнотическое явление. Является чудо: из сундука в белом платье с фатой во весь рост оживает княжна, она же кухарка, та самая, что начиталась дешевых романов про «принцесскую» жизнь маркизов и графов. Час торжества, триумф мечтаний Насти. Дешевый символизм происходящего увлекает и компанию сильных мира сего, сообщает им значимость и причастность к судьбе России на безмерном складе копий мировой живописи, в антураже и хороводе подделок.

В спектакле нет главных и второстепенных лиц, как это случается во многих спектаклях Сергея  Женовача. С азартом, легкостью, юмором актеры ловят разнообразные оттенки псевдосуществования. Гулячкин здесь – лишь одно лицо из многочисленных физий в портретной галерее. Все они – копии людей, эрзацы живого. Он со своими небольшими способностями пытается встроиться в мир больших копиистов. Его антагониста Ивана Ивановича Широнкина (Александр Суворов), по сути, отличает одно: мелкая мстительность и любовь к милиции – злобный мещанин с той самой кастрюлей на голове.

Причем все вроде бы похожи на людей: актеры не впадают в карикатуру. Блистательные репризы Эрдмана отыгрываются ими с учетом обстоятельств пьесы, а не подаются, чтобы рассмешить зал. Оттого становится еще смешнее.

Порой лица их мы видим через сетку стеллажей. Но не их силой затолкали в тюрьму, они сами сели в клетку, потеряв какие-либо ориентиры, и потому ли, что часто их меняли, или просто потому, что таковых не имели вообще.

Свадьбы не будет, княжна окажется кухаркой, никого не посадят, несмотря на выставленный портрет императора Николая. «Неужели в нас не осталось ничего настоящего?» – обратится со сцены в зал Алексей Вертков.

Победят ли оригиналы агрессию копий – вопрос современному зрителю. Настоящие ли мы?


Читайте также


Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Инструмент для отзыва нелояльных депутатов пригодится и власти, и оппозиции

0
3215
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
3806
Миронов требует для партий права выгонять депутатов

Миронов требует для партий права выгонять депутатов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Лечить политсистему предлагается припарками императивного мандата

0
2913
Регионы пересчитают одномандатные округа

Регионы пересчитают одномандатные округа

Иван Родин

Десяти субъектам РФ в 2025 году предстоят трудные предвыборные решения

0
2266

Другие новости