0
6732
Газета Культура Печатная версия

11.05.2023 19:04:00

"Дон Жуан" обличает опасность цифровизации

Опера Моцарта прозвучала на фестивале "Сыктывкарская весна"

Тэги: республика коми, фестиваль, сыктывкарская весна, опера моцарта


республика коми, фестиваль, сыктывкарская весна, опера моцарта Ни одной вечеринки без фото на смартфоны. Фото предоставлено пресс-службой театра

В столице Республики Коми завершился Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»). Форум носит имя народной артистки России Ии Бобраковой, которая с небольшим перерывом работала в Музыкальном театре Коми сначала как режиссер, главный режиссер и, наконец, художественный руководитель. При ней в 1991 году фестиваль прошел впервые, через 32 года – это уже долгожданный жителями и артистами форум со своими традициями.

«Сыктывкарская весна» представляет премьеры последних сезонов, приглашает звезд, «миксует» жанры, пытаясь идти в ногу со временем. Хэдлайнером фестиваля стал Юрий Башмет: «Солисты Москвы» (камерный оркестр, кстати говоря, всего на год младше «Сыктывкарской весны») привезли необычную программу, где исполнили сочинения Грига, Чайковского и современного российского композитора Кузьмы Бодрова. В его пьесе «Пять отражений на тему Паганини» для альта, пяти солирующих скрипок и камерного оркестра солировал сам Юрий Абрамович. Танцевальная тема была представлена классикой («Баядерка» Минкуса и фрагменты знаменитых шедевров в спектакле «Чайковский. Триумфатор балета») и модерном (балет-фантазия «Русалочка» на музыку финского композитора Туомаса Кантелинена в постановке главного балетмейстера театра Андрея Меркурьева – премьера текущего сезона), за синтетический жанр ответило кроссовер-шоу «Мелодия твоей души». Симфонический оркестр театра посвятил программу юбилею Сергея Васильевича Рахманинова, а оперу представили «Сказки Гофмана» Оффенбаха (признанный критиками как одна из несомненных удач театра спектакль был показан и в Москве на фестивале «Видеть музыку»), а также совсем свежие постановки – «Месть летучей мыши» Штрауса и «Дон Жуан» Моцарта.

Театр оперы и балета Республики Коми (организатор фестиваля) существует в непростых условиях: удаленный регион со сложным климатом, непростой транспортной инфраструктурой, малонаселенный, отсюда и скромное финансирование, и острая нехватка кадров, и прочие проблемы, которые, впрочем, в разной степени знакомы практически во всех регионах. Тем не менее в городе на 200 с лишним тысяч жителей есть полного цикла (оперы и балета) театр, и это уникальный случай, пусть и появился он по советскому протоколу, благодаря которому музыкальные театры были положены столице каждой автономии.

И театр развивается, о чем говорит хотя бы фестивальная афиша: поднять «Сказки Гофмана» и «Дон Жуана», да даже и «Летучую мышь» – задача порой непосильная. Оперетту Штрауса главный режиссер Илья Можайский решил через юмор, заострив комедийные ситуации. Объединив венскую и советскую версии, он вводит в круг действующих лиц мистера Эрдмана (имеется в виду советский драматург Николай Эрдман), участвующего в заговоре Фалька, задумавшего отомстить за насмешку другу. В действие введен и дирижер (Никон Родюков), подыгрывающий заговорщикам. Оркестр же вписан в пространство, решенное художником Юрием Самодуровым с помощью легкой металлической конструкции, напоминающей парадную лестницу в особняке. Несмотря на поиск сценической формы, «Летучая мышь» скорее поддерживает консервативную репертуарную линию.

Другое дело – «Дон Жуан». Спектакль, от которого год назад по понятным причинам отказалась зарубежная постановочная команда, по предложенным идеям реализовали режиссер Николай Глебов и художник Дарья Бочкарева. А в центре спектакля – оркестр под управлением главного дирижера театра Романа Денисова. Моцарт звучит упруго, гибко, динамично, и в целом оркестр под его управлением оставляет впечатление хорошо освоившего стиль поздних опер композитора.

У постановочной же команды получилась любопытная картина, рисующая пороки современного общества. Погруженность в виртуальный мир – нездорово, если резюмировать в двух словах. Людей поработили гаджеты: айтишник Дон Жуан (Никита Одалин) крутит романы, не покидая кабинета, женщины ищут любви в тиндере и даже замуж выходят, не выпуская из рук мобильника. Так, Дон Жуан, как все компьютерные гении, затворник. Обрюзгший, в растянутом спортивном костюме, он «живет» в ноутбуке. Настолько, что на свидания посылает артиста (Андрей Ковалев), а в качестве связного нанимает Лепорелло (Алексей Петров). Командор же (Максим Палий) – вирус, который написал Дон Оттавио (Борис Калашников), чтобы отомстить за «оскорбленную» (а на деле – изменившую ему) Донну Анну (Елена Лодыгина). Вирус, который рушит весь мир, построенный Доном Жуаном, лишает смысла его жизнь. Мир несчастных людей, готовых обманываться, пытаясь «накликать» себе новую любовь. Но в итоге разочарованных – и раненых в самое сердце. 

Сыктывкар–Москва


Читайте также


У нас

У нас

0
801
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2317
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
5368
ФЕСТИВАЛЬ  Vivacello

ФЕСТИВАЛЬ Vivacello

  

0
1658

Другие новости