0
8375
Газета Культура Интернет-версия

04.05.2023 19:37:00

Юбилейный капустник сыграли актеры Нового театра

"Лубянский гример" разменял вторую сотню

Тэги: новый театр, лубянский гример, юбилей, капустник


новый театр, лубянский гример, юбилей, капустник Финал капустника в Новом театре. Фото Светланы Яковлевой

Более 100 представлений, более 15 тыс. зрителей… Таков сегодняшний этап проката спектакля «Лубянский гример», поставленного по повести Николая Лескова «Тупейный художник» в Новом театре. 100-й спектакль – событие, которое с давних пор традиционно отмечается в русском театре. На этот раз, отыграв в очередной раз спектакль, артисты показали коллективу театра, а также близким, друзьям остроумный капустник, в котором весело, по-доброму иронизировали сами над собой. Специально не подгадывали, но спектакль оказался 113-м. В этом тоже усмотрели некий знак: любое число можно сделать счастливым – было бы на то настроение.

«Еще со времен Станиславского существовал опыт театрального капустника, когда можно порадовать друг друга наблюдениями, пародиями, даже указать на ошибки очень добрым путем, – рассказала актриса, участница капустника Евдокия Германова. – Капустник – всегда проявление таланта и доброты. Злость как качество не обаятельно и не имеет результативности в творчестве. В капустнике главное – гипертрофированная серьезность, абсолютная вера в абсурдные предлагаемые обстоятельства. Только тогда юмор выстрелит.

В Новом театре это уже второй капустник, первый сыграли в январе на Рождество. Тогда и сложилась творческая группа, без которой невозможен жанр, рождающийся исключительно внутри театральной труппы. Артисты Артем Орлов и Эдуард Йоонас, открывшие в себе способность придумывать, сочинять, шутить, составили дуэт сценаристов. Актриса и режиссер Юлия Волкова превратила каскад номеров в полноценный спектакль. Юлия также стала ведущей представления в образе горбуньи Дросиды – персонажа, которого актриса играет в спектакле «Лубянский гример». В финале Юлия скинет свой убогий прикид и впечатлит зрителей энергичной рок-композицией. Ну, а Артем и Эдуард продолжили тему, заявленную ими на зимнем капустнике: бесстрашно пародировали худрука Нового театра Эдуарда Боякова и режиссера Валентина Клементьева, принимающих поздравления с 113-м «Гримером», а затем – с 358-м, 1569-м…

«Капустник еще труднее сделать, чем спектакль, – призналась Юлия Волкова. – Кажется: вот придумали и сейчас сыграем. Но юмор работает по другим законам. Здесь все надо отмерять, отрезать, работать очень точно. Капустник – это наслаждение, но не только. Здесь есть проявление нашей внутренней свободы – неограниченная возможность фантазировать».

Основой сценария стала пародия на тексты «Лубянского гримера» вроде такого: «У нас ведь как думают: артисты – это только те, кто текст по очереди говорят да в ноты иногда попадают…» Впрочем, новый проект театра – «Скупой» по пьесе Мольера тоже упомянули: тщетным поиском артистов для этого спектакля занят Артем Орлов в образе Валентина Клементьева. Что основано на «реальных событиях»: утверждение актерского состава «Скупого» проходило долго и трудно.

Сольный номер представила Евдокия Германова, прикинувшаяся Эдитой Пьехой и спевшая песню на собственные стихи: «Родилась эта песенка на Мясницкой в Усадебке,/ куда однажды попали мы осенним днем./ Прилетела мелодия иммерсивная вроде бы,/ и с тех пор эту песенку мы все время поем./ С этой песней в прогон идем./ С этой песней зарплату ждем./ Эту песню во сне поем./ Подпевайте и вы». Зал подхватил припев: «Лубянский гример…»

Не только творчество, но и маркетинговые технологии театра стали объектом ироничного взгляда «капустмейкеров». Проведенное артистами «социологическое исследование» целевой аудитории выявило: фокус-группа считает признаком иммерсивности то, что «девки близко»; самым запоминающимся из четырех маршрутов, по которым ходят различные группы зрителей в время спектакля, называет пятый – маршрут автобуса Выхино–Каховка; на вопрос о возрасте они обижаются: «Неприлично спрашивать»; на вопрос, где увидели рекламу нашего спектакля, отвечают: «Везде, блин!!!» Изучив результаты опроса, искусственный интеллект, который, как оказалось, имеется у Нового театра, сгенерировал свою «продающую» афишу: комическая троица ведущих – Волкова, Йоонас и Орлов – заменила на ней исполнителей ролей лирических героев.

Кульминацией капустника стала сценка «Гример Расёмон» – «японская версия» лесковского сюжета (кстати, писателя на создание повести подвигла индийская легенда) в лучших традициях классического самурайского кино, «снятая» режиссером Боякогавой. Смех в зале заглушал гнусавый «гоблинский» синхрон, переводящий на русский язык гортанные выкрики Кирилла Клименко и Дины Нижегородовой, которыми они сопровождали отточенные движения кунг-фу. Сюжет Лескова органично лег на эстетику воинственных ниндзя, подтвердив силу русского культурного кода. А японский вариант песни «Кукушечка» довел зал до гомерического хохота.

По завершении действа на сцену актеры позвали художественного руководителя Нового театра Эдуарда Боякова, который в создании капустника не участвовал: «Сегодня Красная горка, последнее воскресенье Пасхальной недели, один из главных календарных праздников весны. И это очень здорово, что именно в этот вечер мы смогли так собраться и шутить. Но не просто дурачиться, а делать что-то вполне профессионально и от души. Сегодня был не просто капустник, а полноценный мультижанровый спектакль с видео, со съемками в городе, с танцами, песнями. Настоящее искусство – это всегда комбинация абсолютно нового, живого, скоморошьего, даже дурацкого с традицией, с тем, что сделано до нас людьми, которые, уйдя из этого мира, все равно всегда присутствуют рядом. Кончился пост, кончились пасхальные праздники, начинаются обычные будни, которые должны приносить не меньшую радость».


Читайте также


Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Елизавета Авдошина

Несколько слов об увиденном в преддверии 225-летия поэта

0
4182
 Выставка  "Пушкин. 225"

Выставка "Пушкин. 225"

0
2359
"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

Елизавета Авдошина

Юбилейная выставка пройдет в Норильске, Новосибирске, Москве

0
3888
Быстро только сказка сказывается: "Ведогонь-театру" – 25 лет

Быстро только сказка сказывается: "Ведогонь-театру" – 25 лет

Наталья Савицкая

Как четыре студента-"неонародника" создали в Зеленограде профессиональный театр

0
4125

Другие новости