Композитор Ярослав Судзиловский. Кадр из фильма
Полнометражная картина о современной академической музыке «В поисках гармонии» была показана во внеконкурсной программе «Арт-кор» 45-го Московского международного кинофестиваля. Режиссером выступил музыковед и музыкальный критик Сергей Уваров, продюсерами – ректор Московской государственной консерватории (МГК) Александр Соколов и профессор того же вуза Марина Карасева. Главные герои – четыре композитора разных поколений и эстетических принципов, создающие музыку сегодня: Николай Попов, Александр Хубеев, Денис Писаревский и Ярослав Судзиловский.
Для создателей ленты это не первый опыт обращения к искусству кинематографа, несколько лет назад та же команда сняла фильм «Симфония органа», рассказывающий о судьбе легендарного инструмента Большого зала консерватории. В этот раз Сергей Уваров решил перенести на широкий экран свой научный интерес к композиторам-миллениалам – и не просто кратко познакомить с их музыкальными экспериментами, а заглянуть в творческий процесс, подсмотреть то, как они работают со звуком, тембрами инструментов и электроникой. Режиссер выстраивает сюжет, следуя канонам документалки: представление композитора, записанное им на смартфон, чередуется с показом локации, в которой далее будет звучать его пьеса. Уваров в буквальном смысле дает возможность провести с каждым героем его фильма утро, день, вечер и ночь (так называются эпизоды, разделяющие повествование). Николай Попов приглашает в Центр электроакустической музыки МГК, Александр Хубеев – на сцену Большого зала, Денис Писаревский – в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, Ярослав Судзиловский – на природу. Современная академическая музыка может существовать в самых разных пространствах, говорит нам режиссер, и это слияние рождает акустическую и концептуальную гармонию, которая с каждым новым исполнением становится для композитора особым поиском.
В фильме Московской консерватории композиторы буквально на пальцах поясняют, из чего создана их партитура. Например, Александр Хубеев демонстрирует принципы звучания необычного инструментария пьесы «Остров Возрождения» – пластиковых пятилитровых бутылок и ведер, привязанных стальными лесками к столам и полу; Денис Писаревский играет на органе, показывая его регистровые и тембровые возможности. От этих воркшопов режиссер протягивает исторические смысловые нити к прошлому, связывая их с настоящим. Кадр с тем же Писаревским сменяют черно-белые фотографии Шарля-Мари Видора и Оливье Мессиана, как известно, великих композиторов и органистов. Размышляет о судьбе музыки, которая часто в свою эпоху воспринималась как авангардная, не профессор Михаил Сапонов, как в первом фильме команды МГК, а Игумен Фотий. Его певучий закадровый голос в самом деле заставляет задуматься, поставят ли Попову и Хубееву памятник, как Петру Ильичу Чайковскому, много лет спустя, и как сложилась бы жизнь одного из самых ярких композиторов нулевых Георгия Дорохова, которого, собравшись в Zoom, вспоминают в самом конце Попов, Хубеев, Писаревский и Судзиловский.
Какой же аудитории адресован фильм «В поисках гармонии»? Музыканты и специалисты по авангарду с удовольствием увидят коллег и знакомые места, но вряд ли смогут обнаружить для себя нечто новое. Любителям кино эта картина может показаться драматургически затянутой, перегруженной специфической информацией, звучанием «шумов» и «призвуков». Впрочем, как показала реакция публики, это не отпугнуло, а, наоборот, привлекло. Зрители делились своими любопытными ассоциациями, возникшими при взаимодействии с музыкой того или иного героя, благодарили за такое увлекательное путешествие в композиторские миры. В зале можно было разглядеть киноведа Наума Клеймана, завсегдатаев ММКФ, но в большинстве картину пришли поддержать свои – студенты и преподаватели консерватории, для которых этот показ стал, безусловно, огромным событием. Теперь можно сказать, что современная академическая музыка вышла не только к широкой публике, но и на широкий экран. Это, конечно, не съемки на МКС, но в каком-то смысле тоже вызов.