Фото предоставлено пресс-службой проекта
Концертный цикл вокальной современной музыки был придуман концертмейстером Московской консерватории Кариной Погосбековой несколько лет назад. Когда она заявила суть проекта, немногие избежали скепсиса: «Музыка нашего времени» в камерном варианте, вокальные миниатюры современных композиторов – не слишком манкий повод для того, чтобы широкой публике прийти в концертный зал. Однако, скептики в итоге оказались посрамлены: 17 апреля проект с успехом завершил уже свой четвертый сезон в Малом зале «Зарядья», собрав полноценный аншлаг.
Многотрудное дело, за которое взялась Погосбекова – найти новую качественную вокальную музыку, убедить и вдохновить певцов ее исполнять, выучить и добиться полноценного ансамбля, организовать само концертное выступление, продвинуть событие в инфопространстве – себя оправдывает: у него появилась своя публика и к нему растет интерес. Стабильный интерес выказывают и вокалисты – певцы разных поколений, которые словно истосковались по камерному исполнительству, служа преимущественно в оперных театрах. В концертах цикла постоянно принимают участие разные исполнители (некоторые уже не по разу) разных поколений, каждый такой вечер приносит либо знакомство, либо новую встречу с многими интересными артистами, незаурядными голосами.
Концерт в малом «Зарядье» отличали репертуарное разнообразие и продуманная драматургия. Погосбекова чередовала вокальные опусы более простые для восприятия публикой любого уровня подготовки с произведениями посложнее, поизысканнее, поэкспрессивнее. Первые пленяли роскошеством мелодии, чувственной лирикой, вторые – обостренной выразительностью и нетривиальностью мелодических, ритмических, гармонических решений. Это переключение с простого на сложное, с доступного на более интеллектуальное позволяло удерживать внимание аудитории, сохранять интерес к происходящему.
Некоторые композиторские имена наших современников – ныне живущих и творящих авторов, чьи опусы прозвучали в концертах, – хорошо известны: Мурад Кажлаев, Ефрем Подгайц, Владимир Агопов. Но много исключительно новых имен, мало известных широкой публике. Александр Навоец, Анна Крымская, Полина Незнайкинская, Борис Целковников, Игорь Холопов – думается, что после концерта цикла эти имена запомнятся многим, поскольку не может равнодушной оставить их музыка. В стиле кого-то из них угадывается Рахманинов или Свиридов, тот же Подгайц, или слышны то сладкие отголоски музыки раннего Голливуда, то налет блюза, но эти аллюзии не затмевают самодостаточной ценности опусов современников, их индивидуального почерка.
В программе вечера входили и сочинения иностранных авторов, которые наблюдали за концертом по онлайн-трансляции. Музыка двух китайских авторов Хуан Цзы и Хуан Юнси пленила элегичностью и распевностью. Совсем иначе отозвалась в душах музыка бельгийца Эммануэля Дюбуа – его вокальный цикл «Пути любви» где-то перекликался с Пуленком, его отличала прихотливая мелодика, постоянное «блуждание» в психологических нюансах «в ущерб» красоте вокальной линии, обостренная театральность.
Наряду с вокальной молодежью (Юлия Петрачук, Екатерина Семенова, Полина Шабунина, Юань Сай) в концерте приняли участие две именитые солистки Большого театра России. Медовое меццо с контральтовым отливом Александры Дурсеневой, богатейшее обертонами и красками, оказалось органично в непростом (по разности настроений и высокой тесситуре) цикле Агопова на стихи Уильяма Блейка – феноменальный артистизм примадонны ГАБТа заставлял зал слушать миниатюры на английском языке буквально открыв рот. Яркое и мощное меццо Ксении Дудниковой одарило зал оперной роскошью в цикле Целковникова на стихи Ахматовой – мятущаяся женская душа была нарисована артисткой с подкупающей щедростью.
Важнейший позитивный момент всего цикла и данного концерта в частности – это качество фортепианного аккомпанемента. Карина Погосбекова – внимательный и деликатный партнер певцов, уверенно их ведущий, но не затмевающий, всегда находящийся с солистами в умном балансе, буквально в идеальном ансамбле.
В финале вечера современное вокальное искусство было дополнено хоровыми опусами: кстати, весьма перспективный ход, ведь не секрет, что современной и талантливой хоровой музыки создается немало и у нас, и за рубежом. Хоровые сочинения Подгайца и его ученика Холопова выразительно прозвучали в исполнении хора студентов Института имени Ипполитова-Иванова под управлением Елены Бессоновой.