0
5216
Газета Культура Печатная версия

04.04.2023 18:46:00

В Еврейском музее предлагают разговаривать "На языке правил и исключений" всей семьей

Глазок вселенной

Тэги: еврейский музей, игра с шедеврами, искусство, наука, правила, исключения, семейный культпоход


еврейский музей, игра с шедеврами, искусство, наука, правила, исключения, семейный культпоход Оптическому всегда есть место. Фото агентства «Москва»

Когда в 2019-м Еврейский музей открыл «Игру с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович», первую свою большую выставку для семейного просмотра, – публика вскипела. Одни горячо негодовали – нельзя же искусство превращать в аттракцион с горками и приставными лестницами. Другие воспряли – наконец-то искусство спустили с пьедестала серьезности. Подготовленная вместе с Политехническим музеем новая семейная сага «На языке правил и исключений. Наука и искусство» таких перепадов высот не дает. На этот раз художник Алексей Трегубов нанизал выставку на сквозной мотив кабинета ученого, который изначально появился на офорте Рембрандта и, конечно, становится пространством игры. В которой кураторы Ирина Дворецкая и Мария Гадас рассуждают об астрономии, оптике, геометрии и о том, как на все это смотрят соответственно искусство и наука.

Так или иначе калейдоскоп научных приборов и произведений искусства, в частности science art, скреплен идеей смотрения. То есть оптики, хоть строго физической, в виде разнообразных линз, камер-обскура, телескопов, хоть – и главным образом – поэтической, отражающей климатические перемены в заснеженных пейзажах младшего Брейгеля (теперь эти панорамы уже привычны, но как раз Брейгель-старший с его «Охотниками на снегу» и «Благовещением под снегом» считается создателем первых или одних из первых снежных ландшафтов в живописи) или показывающей «смазанный», чуть томный взгляд в букетике Владимира Лебедева, или – медитативное видеовознесение Изольды с подзаголовком «Световая форма в посмертном пространстве» у Билла Виолы. Или – поэтической оптики, но совсем иной: рассыпающейся в пуантелях бельгийца Тео ван Рейссельберге, прорастающей здесь и сейчас в живописных «атомах» Филонова, являющей необычный холст буквально с раскадровкой у мастера «интуитивного пейзажа» Николая Крымова («Пейзаж-таблица: изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток») и распадающейся на цветные точки-знаки «Сигнальной системы» Юрия Злотникова.

Словом, язык правил и исключений в конечном итоге толкует о чуде видения и о том, что чудом оно становится, когда есть возможность сличать разные оптики. Недаром один из разделов назван «Бегством от чуда» и цитирует Эйнштейна, называвшего так рационализацию парадоксального факта. Исторически маршруты творчества и науки на этом пути, как известно, сближались и отдалялись, но оптические приборы, много значившие для художнических попыток более или менее точно зафиксировать зримый мир, и сейчас производят почти магическое впечатление. Начиная от линз (выпуклые увеличивают картинку, вогнутые уменьшают), через камеры-обскуры к солнечному микроскопу, превращавшему предметы исследования в большие настенные проекции.

Ожидаемо отдельная экспозиционная линия посвящена геометрическому видению мира, с кубистической призмой, с живописной архитектоникой Любови Поповой, с цветовыми таблицами Ивана Клюна, с выходом в объем малевичевских архитектонов, что похожи на футуристичные небоскребы, с композициями Якова Чернихова и проектом «Города Солнца» Ивана Леонидова, с миниатюрной кинетической «Мачтой» Вячеслава Колейчука, с «Очагами искривленного пространства» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой и с сочетающим осязаемое с виртуальным «Узлом цвета» Платона Инфанте.

Когда оптика дополняется звуком, то с одной стороны оказывается инсталляция Vtol «Wave is My Nature», где в черной комнате по проводам с треском бежит электричество, будто вы попадаете в репетицию грозы, а с другой – флюгер Генриха Вильда. На рубеже XIX–XX веков этот механизм, «увешанный» лопастями и железными «ресницами», всем своим видом словно предчувствовал будущие кинетические объекты, но главное не это: теперь флюгер, разумеется, неподвижен, а в принципе он может измерять не только направление, но и скорость ветра, и тут уже воображение озвучит себе завывания непогоды. В какой-то момент выставка касается и нового понимания человеческой пластики через танец. Не без иронии перед монитором с видео, сделанным проектом «Арзамас» и комментирующим специфику пластического рисунка в хореографии то Баланчина, то Каннингема, (на)вечно куда-то спешит коренастая бронзовая бегунья Дейнеки.

Мария Гадас говорит, что хотела просить произведения у европейских музеев. Конечно, с другим набором работ проект выглядел бы иначе, да не те времена. Но в целом в этом плотном-плотном соседстве всего со всем на первый план выступает идея многообразия. Можно всматриваться в штрихи офортов XVII века (к выставке открыта и офортная мастерская), а можно разглядывать не менее изысканные старинные карты звездного неба. Эту смену оптики и масштабов активная трегубовская сценография чувствует, и его архитектура – залы-преамбулы разделов – становится одним из самостоятельных произведений. Через архитектуру вы и внутрь офорта попадаете, и играете сменой масштабов в конате Эймса, и пытаетесь и понять, и отрицать, и обновлять законы физики и геометрии в кабинете с по-настоящему взбрыкнувшим столом ученого. Потому что сколько ни проводи границ и ни считай сближений, у искусства и науки всегда останется кое-что общее. Нет ничего надежнее правил, нет ничего жизнеспособнее исключений. 


Читайте также


Над ним луч солнца золотой

Над ним луч солнца золотой

Елена Скородумова

Где именно Михаил Лермонтов написал акварель «Морской вид с парусной лодкой»

0
1782
Наперегонки с облаками

Наперегонки с облаками

Елена Кукина

Прогулка по местам, где ходили Генрих Сапгир и Всеволод Некрасов

0
1730
Современность развернули в прошлый век

Современность развернули в прошлый век

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

0
4570
Кто там шагает правой…

Кто там шагает правой…

Геннадий Евграфов

ЛЕФ выпрыгнул из штанов футуризма и вместе со всеми остальными и прочими влился в соцреализм

0
3729

Другие новости