Оба тура прослушиваний по степени ажиотажа и внимания не уступали легендарному Конкурсу Чайковского. Фото Евгения Евтюхова
Празднование 150-летия Сергея Рахманинова пополнилось еще одним крупным проектом, который возглавил неутомимый энтузиаст пианист Денис Мацуев. После успешно проведенного под его руководством в прошлом году Конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Рахманинова Мацуев объявил о создании еще одного рахманиновского конкурса – на этот раз фортепианного, юношеского.
Местом действия был выбран Великий Новгород – город, в котором Сергей Васильевич родился и провел детство, слушал колокола и впитывал в себя красоту земли русской. Проект инициировал, заручившись поддержкой Министерства культуры, губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Идею подхватила и блестяще реализовала команда Росконцерта.
Для местных жителей это были пять дней насыщенного музыкального марафона и знакомства с юными талантами: в Новгородской областной филармонии имени Аренского, принявшей два очных тура и гала-концерт, можно было наблюдать постоянные аншлаги.
На конкурс было подано 120 заявок из 8 стран мира, но к первому туру допустили лишь 15 участников возраста от 10 до 18 лет. Количество конкурсантов из России предсказуемо перевешивало зарубежных – помимо китайцев (многие из которых учатся в ЦМШ при Московской консерватории) это были пианисты из Колумбии, Вьетнама и Беларуси.
На первом очном туре участники исполняли одну или несколько пьес западных и русских композиторов, и обязательно – сочинение Рахманинова. На втором каждый выступал в сопровождении симфонического оркестра, солируя в одной из частей фортепианного концерта. Как и на взрослых состязаниях, участники могли выбрать себе рояль: помимо привычных Yamaha CFX и Steinway, в филармонию привезли китайский Yangtze river.
В отличие от взрослого конкурса Рахманинова, после первого этапа никто не выбывал, все автоматически становились финалистами. С одной стороны, это большой плюс – не нужно переживать, что проиграешь и не оправдаешь надежд педагога. А с другой – большой минус: отсутствие конкуренции и факта состязания ожидаемо привело к тому, что все 15 участников выступили более-менее ровно на достойном для их возраста и опыта уровне. Таким образом, юношеский Конкурс пианистов имени Рахманинова напоминал скорее фортепианный фестиваль, который тем не менее оценивало профессиональное жюри – мэтры Владимир Овчинников, Фредерик Кемпф, Валерий Пясецкий, Максим Могилевский, Владимир Тропп, Виктор Ересько, Та Куанг Донг и единственная дама – Жания Аубакирова из Казахстана.
В паузах между прослушиваниями публика могла ознакомиться с работами всероссийского конкурса рисунков «Мир Рахманинова» в Детской музыкальной школе его имени (там же проходили мастер-классы некоторых членов жюри). Еще одна визуальная радость ожидала слушателей в фойе филармонии. Российский национальный музей музыки привез выставку «Вселенная Рахманинова» – ученические работы композитора, авторские рукописи известных и малоизвестных сочинений, переданные в том числе его родственниками.
Оба тура прослушиваний конкурса по степени ажиотажа и внимания не уступали легендарному Конкурсу Чайковского. Участники демонстрировали недетский уровень исполнения, бесстрашно заявляя в программе, скажем, сонату Метнера или «Отражения» Равеля. Восхищало и то, с какой смелостью и осознанностью они играют сложнейшие Второй и Третий концерты Рахманинова. Конечно, там было к чему придраться (странные темпы, неряшливость в аккордах и пассажах, «этюдность»), однако, в общем и целом, произведения звучали уверенно, крепко, с заявкой на взрослый профессионализм. Важно отметить, что ребятам повезло с оркестром – за эти дни Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Юрия Ткаченко им очень помогал, подстраиваясь под каждую манеру и интерпретацию. Можно представить, сколько сил отдали оркестранты, исполняя два дня подряд одни и те же сочинения (на закрытии выступили шесть лауреатов с той же программой второго тура).
Главная интрига конкурса, в котором, по сути, нет победителей и нет проигравших, была в том, кто станет дипломантами, лауреатами и кто получит Гран-при. Мест не присуждали – разница состояла лишь в денежном эквиваленте. Пожалуй, впервые за многие фортепианные конкурсы жюри отметило специальной наградой работу педагогов (преподавателей Айрис Шадриной и колумбийца Даниэля Диас Падильи).
Лауреатами стали Цзи Циньяояо, Глеб Семенов, Мин Жуй, Федор Орлов, У Ифань и Лев Бакиров. Последние также поделили между собой Гран-при – и если имя ученика Бориса Березовского и победителя проекта «Синяя птица» уже было на слуху у многих, то ученика школы при Шанхайской консерватории всем еще предстоит для себя открыть. Денис Мацуев уже заявил о том, что Международный юношеский конкурс имени Рахманинова будет проводиться в Великом Новгороде раз в четыре года. Пока же в этом чудесном городе они с губернатором планируют проводить летние творческие резиденции для пианистов – приглашать на родину Рахманинова талантливых детей.
Великий Новгород – Москва