0
6225
Газета Культура Печатная версия

21.03.2023 18:54:00

Феличита, или "Любовный напиток" на бродвейский лад

Оперу Доницетти поставили в Астрахани

Тэги: астраханский театр, репертуар, опера, любовный напиток, доницетти, театральная критика


астраханский театр, репертуар, опера, любовный напиток, доницетти, театральная критика Амурчик свое дело знает. Фото с сайта www.astoperahouse.ru

Репертуар Астраханского театра оперы и балета пополнился еще одной оперой. Театр обратился к шедевру бельканто – опере Доницетти «Любовный напиток». Постановку оперы осуществили главный режиссер театра Алексей Смирнов, дирижер Евгений Кирилов и художник Юлия Ветрова.

Известно, что «Любовный напиток» Доницетти, ограниченный в сроках театром-заказчиком, написал за две недели. Тема романса Неморино, одной из самых известных теноровых арий в мире, была написана ранее и пришлась очень кстати, хотя либреттист Феличе Романи и сопротивлялся: зачем в комической опере вдруг такая пронзительная лирика? Но в том и фокус «Любовного напитка», который за популярными приемами оперы-буффа прячет – или, наоборот, вскрывает – тонкие человеческие мотивы: простачок оказывается героем с чутким сердцем, гордая красотка проявляет великодушие. Возможно, все дело в первоисточнике – легенде о Тристане и Изольде, великая интерпретация которой появилась через 30 лет после премьеры «Любовного напитка». Возможно, именно опера Доницетти, которую Вагнер наверняка слышал, и заронила в нем мысль об обращении к этому сюжету, чтобы феноменальным образом раскрыть его потенциал.

Средневековый сюжет, совсем не смешной, возможно, стал ключевым для Доницетти: способность любить преображает, откуда и характеристики персонажей, их проникновенные дуэтные сцены во втором действии, уже не говоря об упомянутом романсе. Тем не менее мелодрама «Любовного напитка» облачена в комический скафандр, и юмор в постановочных решениях играет первую скрипку. И режиссер Алексей Смирнов в первую очередь ориентировался на это свойство партитуры.

Сама же партитура дала ему почву для концептуального решения: Доницетти, за плечами которого было уже почти четыре десятка опер, овладел «рецептом хита», так что каждый номер, будь то ария, дуэт или ансамбль, запоминается, ложится на слух. Совсем как в мюзикле – это и стало, вероятно, отправной точкой для режиссерской мысли. А дальше надо было придумать время и обстоятельства: так появилась тема ретро, итальянское телевидение 1980-х, которое ассоциируется с яркими костюмами, зажигательными танцами, пышными прическами, веселыми песнями – в общем, Felicita. Шоу, которое создается на сцене, зритель видит тут же на экране: по задумке сценографа Юлии Ветровой, над сценой размещен экран, по которому транслируется шоу и идет реклама – конечно же, интригующего любовного напитка.

Кстати, сам «напиток» и его «создатель» Дулькамара здесь родом не из Италии: зрители, которые на рубеже 1980–1990-х ставили банки около телевизора в надежде чудесным образом исцелиться сразу от всех болезней, быстро определяют Чумака и Кашпировского из советского телевизора. Смирнов, по его словам, пересмотревший десятки часов сеансов (сам он слишком молодой, чтобы это помнить), иронично ставит сцену с Дулькамарой, когда «одурманенные» зрители по сигналу статиста падают ниц. Одновременно с закулисными сценами, которые тут проработаны до мелочей, режиссер развенчивает (что сегодня актуально) силу телевидения, говоря, что все это по большей части – блеф, обман, макияж и мишура. Собственно, так и «прозревает» Адина, за ничтожным по статусу человеком разглядев большое сердце.

Сама Адина – звезда, ведущая телешоу Storie della sera (в России она шла как «Вечерний Ургант»), Неморино – скромный бутафор, боец невидимого фронта. Белькоре – под стать Адине – ведущий передачи Gloria militare («Военная слава»), бравый молодой человек, по которому вздыхает вся женская половина редакции. Собственно, им бы вместе и быть, но поступок Неморино разрушает будущую звездную пару.

Так, череда мюзикловых сцен в первом действии, где артистам приходится непросто – ведь жанр требует активного движения, во втором переходит к лирическим кульминациям. Первая – дуэт Адины и Неморино, где блондинка, наученная телевидением обманывать (ведь она – часть этого процесса), теряется, ощущая искренность без памяти влюбленного в нее мужчины. Ее итальянская, с резкими движениями рук, жестикуляция пропадает, вся она словно смягчается. Вторая же – в финале, когда Неморино получает наконец заветный и долгожданный поцелуй. Публика тут взрывается аплодисментами, что для академического театра совсем не характерно: здесь принято аплодировать крепкой высокой ноте, но никак не высоким отношениям. Но как раз характерно для мюзикла, так что постановщики своей цели добились.

Труппа в Астрахани молодая, и артисты здесь играют своих ровесников. Хороша и пластикой, и голосом Анна Каденкова, без труда «взявшая» все вокальные трудности партии. Тенор Игорь Горбань только что принят в театр и уже получил главную партию, убедительно ее решив. Андрей Шитиков (Белькоре) и Дмитрий Шарманов (Дулькамара) совсем не «буффо с голосом как у козла и никудышный французский бас» (так писал Доницетти об артистах в труппе миланского театра, для которых и писал оперу), напротив, весьма импозантный баритон и основательный бас, на долю которых как раз и выпала максимальная доля сцендвижения, героически ими сыгранного. Дирижер Евгений Кириллов, много работавший с операми бельканто, легко ведет спектакль, помогая певцам быть лидерами на сцене.

Алексей Смирнов выделяет в своем спектакле второстепенной значимости героиню – в ярко-красном мини и на высоченных каблуках подружку Адины Джанетту, ее партию исполняет экстравагантная Надежда Мейер. Ведущая программы «Il matrimonio segreto» (милый привет оперного режиссера «Тайному браку» Чимарозы) ведет свою игру, как Амур, толкая возлюбленных друг к другу. Именно она распространяет слух о смерти богатого дяди Неморино, чей капитал тот унаследует, чем, сама того не ведая, уверяет несчастного в действенной силе «любовного напитка». Как и обещал Дулькамара, все женщины начали сходить по Неморино с ума. В финале же Джанетта пытается пронзить стрелой Белькоре, благо место рядом с ним уже свободно. Будут ли все герои счастливы, как протрезвеют от нахлынувших чувств и дешевого вина, – вопрос открытый. Чудо, которого не должно было случиться, случилось, как и хотел режиссер. 

Астрахань–Москва


Читайте также


В Украине планируют не мир, а ракетные программы

В Украине планируют не мир, а ракетные программы

Владимир Мухин

Киев разрабатывает дальнобойное оружие, способное достать до Москвы

0
2006
2. Большой театр вступил в другую эпоху

2. Большой театр вступил в другую эпоху

Валерий Гергиев отработал год в качестве генерального директора в своем стиле

0
1450
3. Участников спецоперации простимулировали материально

3. Участников спецоперации простимулировали материально

Власти корректировали систему финансовых мер поддержки бойцов

0
1576
Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Владимир Дудин

Античную трагедию представили в Иркутском музыкальном театре

0
2139

Другие новости