В этом году конкурс был посвящен памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. Фото Алексея Молчановского/Зимний международный фестиваль искусств в Сочи
В Сочи завершился XVI Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. За 15 лет музыкальная программа приросла спутниками, так что сейчас проект выглядит как своеобразная олимпиада «быстрее, выше, сильнее» не только в смысле насыщения культурной жизни курортного региона, но и как подпитка музыкальной среды страны в целом.
Концертная программа фестиваля – его богатый экстерьер. Здесь и симфонические концерты, в том числе с участием Башмета, и музыкально-театральные представления в Зимнем театре, и спецпрограммы в камерных залах. На открытии Юрий Абрамович играл одну из ключевых пьес своего репертуара – «Стикс» Гии Канчели, а премьерой фестиваля стал спектакль «Живые и мертвые». Постановку осуществила Полина Агуреева, а музыку написал белорусский композитор Валерий Воронов.
Валерий Воронов, композитор, с которым Башмет сотрудничает довольно плотно, входил в состав жюри композиторского конкурса, который проходит в рамках фестиваля уже в девятый раз. Компанию ему составили Башмет, а также композиторы Патрик де Клерк (Бельгия), Кузьма Бодров и Александр Чайковский (председатель).
В этом году конкурс был посвящен памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера и проходил в двух номинациях – струнный квартет и фортепианное трио, квартет или квинтет. Из 20 заявок для финального прослушивания было отобрано 10 пьес. Победил струнный квартет Валентина Бездетко. Вторую премию в этой номинации получила Лидия Ризванова, третью премию жюри решило не присуждать. Номинация «Фортепианный ансамбль» осталась без победителя, но вторую и третью премии поделили четыре участника: «серебро» взяли Федор Кириллов и Александр Некрасов, а «бронзу» – Станислав Фролов и Никита Коренков.
Впервые в Сочи показали знаменитую программу Светланы Захаровой и Вадима Репина «Па-де-де на пальцах и для пальцев»: супруги объединили в одном спектакле скрипичные хиты, в числе которых и специально созданные переложения и коллекция миниатюр – классических и contemporary. Адажио из «Раймонды» здесь соседствует с романтическим «Калифорнийским маком» (хореография Юрия Посохова), виртуозный Progetto Händel (хореография Мауро Бигонцетти) – с пронзительным Revelation на музыку из фильма «Список Шиндлера» (хореограф Мотоко Хираяма). Заканчивался вечер юмористичным «Хороводом гномов» (хореография Йохана Кобборга), где четверо солистов – Михаил Лобухин, Вячеслав Лопатин, Денис Савин и Артемий Беляков – борются за сердце красавицы Захаровой, но она предпочитает им скрипача.
В Сочи побывал и Теодор Курентзис с оркестром MusicAeterna, традиционно заставив зал скандировать «браво». В рамках большого российского турне (оно – с паузами – продолжается и сейчас, скоро музыкантов услышит Рязань) Теодор представил программу с музыкой Чайковского, в которой доминировала увертюра «Франческа да Римини». Звучащая около получаса, партитура словно рассматривается Курентзисом под микроскопом – с тем, чтобы изучить, как гений Чайковского нанизывает бисер оркестровки, плетет бусы формы и так далее. Вариации в центре пьесы, когда одна и та же мелодия проходит через ведь оркестр, причудливо меняя тембральную окраску, в исполнении MusicAeterna не усыпляет, но завораживает. А вот во втором отделении, где драма «Ромео и Джульетта» уравновешивалась бравурностью «Итальянского каприччио», кульминация пришлась на бис: «Элегия» из Серенады для струнного оркестра у Теодора постепенно теряла благородный романтический флер, все больше – в духе Чайковского, отвечающем сегодняшнему состоянию мира, – приобретала интонацию невыразимой и непреходящей тоски.
Сочи–Москва