Взаимодействие с историческим ландшафтом всегда было особенностью этого филиала. Фото пресс-службы Пушкинского музея
Калининградской институции – сперва филиалу Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), сейчас филиалу Пушкинского музея – в конце 2022-го исполнилось 25 лет. Четверть века кипучая выставочная, фестивальная, издательская деятельность тут осуществлялась фактически вопреки отсутствию своей выставочной площадки. Теперь она появилась – 259 кв. м на первом этаже жилого дома на проспекте Победы, 5А, маркирующем одну из границ исторического района Амалиенау. Открыли пространство проектом «Пульсирующее многоточие».
Прежде у филиала был офис, а площадки под проекты приходилось каждый раз искать заново. В 2005-м Министерство культуры передало ГЦСИ в оперативное управление на 12 лет пространство в оборонительной казарме «Кронпринц» 1840-х годов постройки. Там, в частности, был большой мансардный этаж, где планировалось выделить площадь на экспозиционное пространство. К моменту, когда в 2016-м ГЦСИ передали РОСИЗО, стройка не была завершена. И все сошло на нет. С «Кронпринцем» ситуация осложнялась еще и тем, что у памятника были разные управляющие: подведомственный Минкультуры ГЦСИ и образовательное учреждение, подчиненное Минобрнауки. Сейчас памятник переводят из федеральной собственности в региональную, и по крайней мере у него будет один оператор. В 2020-м филиалы ГЦСИ перешли Пушкинскому музею. Стали искать площадку, что в Калининграде не так просто – больших экспозиционных пространств с выгодной локацией немного. Нынешнее пространство у институции в аренде до конца 2024 года, с возможностью продления.
«Все 25 лет нашей истории у нас были офисные помещения в аренде. Мы все время искали площадки для реализации своих проектов: музеи, порт, Светлогорск и Зеленоградск, кафедральный собор и т.д. — зрителю надо было нас искать. Иногда, когда стройка в Кронпринце останавливалась и Министерство культуры объявляло новый конкурс, мы делали проекты в этой стройке — для публики это было безопасно, — поскольку для нас было очень важно сделать зрителей соучастниками строительства музея: необязательно внутри, иногда во дворе», — говорит руководитель Балтийского филиала Елена Цветаева.
Взаимодействие с городом, местным контекстом, многослойным историческим ландшафтом – который во многом есть ландшафт памяти – Кенигсберга-Калининграда всегда было особенностью балтийского филиала. Это видно и по архивам проектов, и по фестивалю саунд-арта и экспериментальной музыки Sound Around, который пройдет в 13-й раз, и по арт-путеводителям, которые издает институция: в 2021-м выпустили книжку историка Ильи Дементьева «Казарма Кронпринц. История квартала».
Поскольку речь идет о филиале Пушкинского музея, нужно экспонировать какое-то количество работ из его коллекции. В силу логистических трудностей сосредоточатся на коллекции медиаарта, что не ограничивает филиал во взаимодействии с другими институциями. До конца года здесь запланировано еще три выставки. «Экранные искусства. Перекличка» станут диалогом российских классиков видеоарта и студентов Школы дизайна ВШЭ, проект «Звук и видео. Feedback» будет сфокусирован на взаимоотношениях звука и образа (сейчас идею обсуждают с композитором Владимиром Мартыновым). А переход 2023-го в 2024-й отметят «Ложным пробуждением», выставкой сделанных калининградскими художниками и привезенных из собрания ГМИИ видеоинсталляций о зыбкости границ сна и яви.
Местный контекст пронизывает и открывшее новую площадку «Пульсирующее многоточие», придуманное Данилом Акимовым, Сергеем Михайловым, Евгением Уманским и Еленой Цветаевой. Неопределенность – состояние многоточия. Конца или начала, словом, тревожной переменчивости. Проект многослоен на уровне отдельных работ и общей концепции. Физически выставка начинается на улице и в конце концов снова в нее выплескивается. Сначала это лэнд-арт-инсталляция Марии Кохановской «Выжившие», высаженный в виде ладьи колосняк, какой издавна использовали, в частности, на Куршской косе, чтобы закрепить склонные к движению пески. Символический и смысловой старт проекту дает видеолекция замдиректора ГМИИ по научной работе Ильи Доронченкова о рисунке романтика Каспара Давида Фридриха «Двое мужчин на берегу моря» – и это отсылка не только к романтическому мотиву одиночества (но и братства), а и к берегам Балтики.
«Три точки, три тире, три точки» – инсталляция, объединяющая сделанные Александром Матвеевым снимки шести маяков балтийского побережья с текстами Сергея Михайлова и звуковым сопровождением Евгения Милованова. Маяк тут и примета конкретной географии и истории, и символ надежды. «На счастье» с отчаянием «Нежные бабы» (Александра Артамонова и Евгения Лаптева) бьют тарелки и кричат, стоя на крыше одного из дзотов на Балтийской косе. Тихий пейзаж таит обратную сторону, крик вырывается, когда не осталось слов или когда они еще не родились. «Территория эха», или кабинет графического звука с архивной и digital-частями, у Дмитрия Булатова адресует к изданной еще калининградским ГЦСИ антологии Homo Sonorus, она тогда масштабно объединила саунд-поэзию разных поколений и разных стран. На уровень обобщения, когда состояние неустойчивости циклично и заполняет собой все, выставку выводят медиаинсталляции «Аквариум» Дмитрия Булныгина и «Аврора» группы «Синий суп». Пока посудина то заполняется водой, в которой плещутся рыбы, то опустошается, лишая их жизненной среды, по небу вечно, без начала и конца, летит комета.
Электроакустическая пьеса Бориса Шершенкова «Восемь склянок» возвращает к образу маяка и историческому ландшафту как месту памяти. 32 важных для городской истории события от Средневековья до новейшего времени он разложил на восемь эпизодов, с помощью разных алгоритмов обыгрывая тембры рынды, корабельного колокола. Раз в сутки пьеса звучит с колокольни бывшей кирхи королевы Луизы: в кирхе сейчас кукольный театр, все это находится в городском парке, разбитом на месте довоенного немецкого парка и кладбища. Звук измеряет историю прошлого, и хотя эта обобщающая финальная работа эфемерна, она почти физически акцентирует многослойность пейзажа.
Калининград–Москва