0
5185
Газета Культура Печатная версия

14.02.2023 19:09:00

"Шалом" возвращается на театральную карту Москвы

Отдаленное притяжение

Тэги: москва, театр шалом, премьера, театральная критика


москва, театр шалом, премьера, театральная критика Дом, который построил Вадик. Фото Ланы Павловой/Театр «Шалом»

Московский театр «Шалом» вернулся на свою историческую сцену на Варшавском шоссе после продолжительного ремонта. С начала сезона театр работал и выпускал премьеры на арендной площадке в центре Москвы, а теперь уехал обратно.

Отдаленность театра от центра действительно непривычна – настолько велика инерция зрителей приезжать на культурные мероприятия в сердце столицы. В то же время культуртрегерскую функцию вернувшегося в район Нахимовского проспекта театра сложно переоценить. И местным жителям можно только позавидовать, что под их окнами вновь открыл двери профессиональный театр с ультрасовременным репертуаром.

Если вспомнить детальнее, то в последние десятилетия не раз поднимался вопрос о децентрализации культуры в столице. Так, например, была восстановлена сеть районных галерей «Выставочные залы Москвы» и советские дома культуры вроде «ЗИЛа». Так что история возрождения «Шалома» наконец демонстрирует редкую удачу в театральном контексте этой проблемы. К сожалению, другие городские театры в отдаленных районах Москвы – а они есть и их немало – не снискали повышенного внимания от учредителя. Ответ, очевидно, кроется в уникальности «Шалома» – не только одного из московских драматических театров, но и «единственного профессионального еврейского театра в России». Однако сегодня театр называет себя «еврейским театром для всех национальностей», а миссию формулирует как «толерантность, добрососедство, общность и антифашизм» – ценности сегодня как нельзя более нужные.

Почти десятилетие театр жил в забвении: оставшиеся артисты играли остатки репертуара по чужим сценам, здание театра погрязло в затянувшемся ремонте, руководство было номинальным и безвестным. Коллектив, по сути, сошел с карты Москвы. В минувшем году театру устроили перезагрузку, был назначен новый управляющий тандем (художественный руководитель – главный режиссер Олег Липовецкий, директор Андрей Соколов), под него были выделены средства на завершение ремонта, который провели в заявленный срок. Зал-блэкбокс на 200 мест был готов еще летом, к середине зимы завершили зрительскую зону. Теперь театр работает на родной сцене с новейшим оборудованием и уже принимает на гастроли дружественные коллективы, создавая новую точку притяжения. Первым стал лесосибирский театр «Поиск» из Красноярского края (дилогия «Мертвые души»), 17 и 18 февраля состоятся показы петербургской постановки современного танца «Адам и Ева» хореографа Ольги Васильевой – спектакль номинирован на премию «Золотая маска – 2023».

Конечно, исторические параллели весьма условные, но «Шалом» считает себя наследником ГОСЕТа Соломона Михоэлса. После полного закрытия театра в 60-х годах несколько его артистов создали Московский еврейский драматический ансамбль, который со временем был преобразован в Московский еврейский театр-студию, будущий «Шалом».

В буфете можно купить форшмак и пряник в форме звезды Давида. Объявление о начале спектакля звучит на двух языках – русском и иврите. А в фойе появилась выставочная зона, где сейчас представлены афиши, бархатные кресла из старого зрительного зала и особая реликвия – кресло Михоэлса. Также театр анонсировал сотрудничество с Еврейским музеем и Центром толерантности. Еврейской культуре и литературе будет посвящена половина уникального для Москвы репертуара театра. В текущем сезоне вышли премьеры по произведениям Эфраима Севелы («Моня Цацкес-знаменосец») и Джонатана Сафрана Фоера («Полная иллюминация»). Другая часть афиши строится на современной российской драматургии. Так, «Вадик поет свою музыку», спектакль по пьесе Полины Коротыч в постановке Филиппа Гуревича, – это «комикс» для подростков и одновременно «сказка» для взрослых.

Мальчик Вадик уходит из дома, чтобы основать свой идеальный город – в заброшенном магазине «Икеа» – вместе с птицей Синицей и Котом, где и встречает девочку Свету. Он учится дружить и любить, ищет себя, но однажды к Земле начинает приближаться угрожающая Комета любви. И если сама пьеса, стихотворная комедия, напоминает, к примеру, абсурдистские сказки Людмилы Петрушевской (уж не будем ходить слишком далеко до басен Крылова и «Синей птицы» Метерлинка) с четким ритмом и наивными рифмами, включающими все новации современного сленга (вроде «твит-ретрит» или «икея-аллея»), то постановка близка к спектаклю Электротеатра Станиславский «Сверчок». «Сверчок» – современная сказка голландского писателя Тоона Теллегена в постановке Марфы Горвиц – зооморфная притча, которая на самом деле также рассказывает о мире людей – об их страхах и мечтах; а изобретательность работы художника Марии Трегубовой погружает в действительно сказочную атмосферу, где узнавание человеческих слабостей, «прикрытых» натуралистичными масками зверей и насекомых, смешно, а страданий (в столь явном остранении) – еще более печально.

Филипп Гуревич придумывает для «Вадика…» стильную, красочную форму, где цвет, свет, приемы формального театра – повторяемые движения и саундтрек, сменяемый каждые несколько минут, захватывают зрителя мультипликационной зрелищностью. Но режиссер допускает типичную ошибку – вкладывается в форму, забывая о «подводном течении» мысли. Оттого пьеса не раскрывается перед зрителем глубоким серьезным произведением, оставаясь лишь миловидно и иронично оживленной картинкой. Сумбурность режиссерской конструкции на фоне импрессионистской пьесы кажется особенно очевидной, но – справедливости ради – такая ситуация типична для молодой режиссуры. Как и разрыв с мастерами старой школы, где психологический и фабульный разбор (независимо от жанра драматургии) является прочным постановочным фундаментом, на который уже накладывается визуальная аффектация, а не наоборот. Остается отметить, что обновленная труппа театра как раз имеет фундамент – ее составляют артисты старого «Шалома», к примеру занятые в «Вадике…» Татьяна Курова и Александр Мокроусов. Есть современная сцена, интересная труппа – теперь дело за наращиванием репертуара. 


Читайте также


Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Василий Матвеев

Единственная деревянная скульптурная композиция выставочного комплекса вернулась на историческое место

0
3431
 ВЫСТАВКА  "Кукрыниксы"

ВЫСТАВКА "Кукрыниксы"

0
2799
Илья Дель сыграл участкового-романтика

Илья Дель сыграл участкового-романтика

Ксения Двинская

Театр на Садовой создал мини-сериал о славянской мифологии

0
3257
Байден разрешил воевать с северокорейцами только в Украине

Байден разрешил воевать с северокорейцами только в Украине

Геннадий Петров

Сеул пока отказывается от поставок Киеву летального оружия

0
4874

Другие новости