0
4624
Газета Культура Печатная версия

12.02.2023 18:51:00

Курс доллара неотвратимее смерти

В театре "Мастерская Петра Фоменко" обратились к главному антивоенному писателю ХХ века

Тэги: театр, мастерская петра фоменко, премьера, евгений каменькович, двадцать третий, ремарк, театральная критика


театр, мастерская петра фоменко, премьера, евгений каменькович, двадцать третий, ремарк, театральная критика Для психиатрической лечебницы художник Александр Боровский выбрал желтый цвет. Фото Ларисы Герасимчук предоставлено пресс-службой театра «Мастерская Фоменко»

Евгений Каменькович представил премьеру сезона. «Двадцать третий» – так, сухо и информативно, названа инсценировка театра по одному из поздних, автобиографических романов Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск». Действие происходит ровно 100 лет назад в выдуманном немецком городке Верденбрюк. Только что кончилась война, страна увязает в инфляции, бывшие однополчане пытаются вернуться к мирному течению жизни.

Худрук «Мастерской» – один из немногих сегодня режиссеров, кто намеренно выбирает полнокровие прозы в противовес редуцированной «выжимке» жизни в пьесах. А самое главное – мастерски умеет распорядиться на театральной сцене обилием персонажей и хитросплетением сюжетных линий, выстроить амплитуду диалогов, сделать каждого из героев, от ключевого до эпизодического, запоминающимся участником сценического действия. Увлекательно рассказать публике историю, добавив в меру черного юмора, в меру эротического напряжения любовных приключений, не потеряв идейной наполненности. И не было бы преувеличением сказать, что театр Евгения Каменьковича – это театр идей, где романическая изящность соединяется с холодной публицистикой.

Не всегда публицистика, высказанная в лоб, имеет глубокий театральный эффект. «Двадцать третий» – спектакль повествовательный, избыточно объемный, как итог не имеющий масштабных актерских ролей-открытий. Все поднятые темы – опустошения, безверия, ментального тупика страны – удивительно говорят с нашим временем, но не обжигают. Впрочем, таков побочный синдром. Как сказано у Ремарка: «Смерть одного человека – трагедия, а смерть миллионов – только статистика».

На сцене разворачивается триединство пространства, символически характеризующее эпоху безвременья между двумя войнами. Только что закончилась Первая мировая, но назревающие национал-социалистические настроения в Германии уже предвещают Вторую. «Время, когда о мире думали так много, а делали так мало». Александр Боровский выстраивает подвижную галерею монохромных фонов, их оттенки дублируются в костюмах (Мария Боровская). Черный – для погребальной конторы «Кроль и сыновья» во главе с колоритным владельцем (Владимир Топцов), красный – для бара «Красная мельница», куда ее сотрудники регулярно ходят выпить, и желтый – для дома скорби, психиатрической лечебницы – ее посещает рассказчик, молодой человек с тоской в глазах, художник и бухгалтер конторы Людвиг (Юрий Буторин), где он играет в местной часовне на органе за сытный паек. Там же обретает платоническую любовь – Изабеллу-Женевьеву (Дарья Коныжева), страдающую раздвоением личности. Земную же привязанность он испытывает к акробатке Герде (Полина Айрапетова). Наряды она носит ярко-красные, как и дамы «без возраста», ночные бабочки (Александра Кесельман, Екатерина Смирнова), и соблазнительная соседка Кролей гардеробщица Лиза (Ксения Кутепова).

Гробовщики, проститутки и сумасшедшие, или кладбище, дом терпимости и «желтый дом», где содержится и ветеран войны, все ждущий скорейшего возвращения на фронт. Таковы контрастные локации и социальные принадлежности героев, занятых по большей части светскими разговорами за рюмкой с ежедневным обсуждением курса валют, дутой экономики и развала страны.

И словно бы ничего не происходит. Выйдя из окопов, это потерянное поколение дезориентировано, им не способны объяснить произошедшее ни знатоки тела и души человека (врач и пастор), ни «всеобщий патриотический угар». А тех, кто меньше всего рефлексирует, упаднические настроения заставляют искать опору в праворадикальном движении. И вот они-то выведены совсем неприглядно, что туповатый мясник Вацек (Тагир Рахимов), что подхрюкивающий предприниматель Генрих Кроль (Дмитрий Захаров), что марионеточный юнец, словно из будущего гитлерюгенда (Степан Владимиров).

В воздухе разлит кабаретный дух: витальность сталкивается с трауром, красный цвет перекрывает черный. В финале жизнь горожан наконец выходит из застоя, круто меняется, резко обретает новые горизонты. Но разве те, о которых они мечтали? На опустошенной сцене веселая карусель воспоминаний рассказчика убыстряется, живые люди вновь сужаются до короткого описания судьбы. Сводка вновь суха и безэмоциональна: погиб в 1942-м; отправлен в концлагерь; убит. 


Читайте также


Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Геннадий Гутман

0
921
Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Владимир Дудин

Античную трагедию представили в Иркутском музыкальном театре

0
1493
«Сто лет одиночества» стали сериалом

«Сто лет одиночества» стали сериалом

Наталия Григорьева

История семьи Буэндиа из Макондо обрела экранное воплощение

0
1598
В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3956

Другие новости