Реконструкция Политехнического музея продолжится без Елены Проничевой. Фото с сайта www.polymus.ru
Стало известно, что генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова покинет свой пост в связи с истечением срока трудового контракта. Как сообщили в Министерстве культуры РФ, ее должность займет генеральный директор Политехнического музея, выпускница МГИМО по специальности «сравнительная политология» Елена Проничева. О том, что контроль за Третьяковской галереей становится все более пристальным и что под ее директора Зельфиру Трегулову «копают», знали давно. Увольнению Зельфиры Трегуловой предшествовали различного рода выворачивания ей рук, последним из которых стало заявление некоего посетителя Сергея Шадрина, усомнившегося в том, что экспозиция галереи отвечает государственной политике «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
После этой странной жалобы Минкультуры потребовало от Зельфиры Трегуловой написать объяснительную, и, по данным СМИ, крайним сроком было обозначено 6 февраля. Потом у гендиректора Третьяковки истекал контракт. Непродление договора Минкультуры сопроводило формальным заявлением о том, что при Трегуловой «было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов».
Между тем музейный бум последнего десятилетия во многом случился благодаря Третьяковской галерее (ГТГ) – и речь не только про стремление государства наращивать посещаемость музеев при очень скромных бюджетах (все выставки-блокбастеры российские музеи давно делают на спонсорские средства). Зельфира Трегулова, окончившая МГУ, историк искусства, работала в Пушкинском музее, в Музеях Кремля, руководила РОСИЗО и оттуда в 2015-м переместилась в директорское кресло Третьяковской галереи.
Она сочетала качества профильного специалиста и эффективного менеджера.
При этом была дипломатичным руководителем, на рожон не лезла и вела аккуратную политику. Эта политика была направлена именно на музей и на искусство. Не всякий знает, как то и другое функционируют, но по сочетанию этих навыков в России мало людей такого уровня, как Трегулова. Понимая, что время требует сочетаний почти несочетаемого, в музейных планах Трегулова нашла место и блокбастерам (ретроспективу Ильи Репина посмотрели больше 600 тыс. человек), и исследовательским проектам о малоизвестных явлениях, которые силами кураторов и отличной музейной подачи становились событиями (проект о Музее живописной культуры), и сложносочиненным, ставящим художественное явление в широкий контекст времени, кураторским проектам (немецко-российские «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» стали одной из лучших выставок последних лет в этой стране). При этом оставалось место забытым именам: показанный в небольшом 38-м зале спецпроектов художник Борис Голополосов, хотя отдельные его работы были известны и экспонировались, фактически был переоткрыт. Были и выставки «случайные», те, которых требовал тот самый дух времени, но они становились фоном больших событий, которых при другом руководителе могло не случиться. Или – случиться не могло.
Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковскую галерею с 2015 года. Фото агентства «Москва» |
В последнее время вокруг Третьяковки происходили события, которые воспринимались как нападки на Трегулову. Год назад внезапно закрыли выставку художника Гриши Брускина «Смена декораций», хотя еще в 2017-м он представлял Россию на 57-й Венецианской биеннале. Кому-то что-то привиделось в проекте, испещренном отсылками к разным культурным кодам прошлого, но не называвшем ни одного имени из настоящего. Летом рублевскую «Троицу» отправили в Троице-Сергиеву Лавру, хотя переезды иконе запрещены, и Трегулова не подписала это решение, что сделал ее заместитель Ринат Шагипов, свой пост сохранивший. В конце 2022 года разразился скандал с биеннале современного искусства, закрытой из-за нарушений и несоответствий в преддверии открытия. Но Третьяковская галерея предоставляла площадку, а не готовила проект. Всякий же, кто интересовался им после скандала, мог убедиться, что открытая в итоге онлайн выставка была абсолютно небиеннального уровня, даже имя куратора осталось тайной. Было ли все это сигнальными звоночками, провокациями? Возможно. На фоне увольнений, закрытий постановок, вымарываний имен в сфере культуры это, что называется, лишнее свидетельство. Диалогичность отменена.
Сменившая Трегулову Проничева выпустилась из МГИМО по специальности «сравнительная политология», работала в думском комитете по бюджету и налогам, в «Газпроме», на ВДНХ. В 2013-м стала исполнительным директором Еврейского музея, в 2020-м ушла оттуда в Политехнический музей. Политех сейчас в состоянии затянувшейся реконструкции, которая все никак не завершится, во всяком случае завершится не при Елене Проничевой. Ее сестра Екатерина Проничева тоже работала на ВДНХ, точнее, некоторое время возглавляла институцию, а потом была руководителем московского Комитета по туризму. Их отец Владимир Проничев, генерал, Герой России (возглавлял оперштаб во время теракта в центре на Дубровке), до 2013 года руководил погранслужбой ФСБ. Врио гендиректора Политехнического музея назначен замгендиректора музея по науке и образованию Константин Фурсов.
Та самая отмена диалогичности, увольнения и запреты, наблюдаемые в театрах, не могли не коснуться музеев. В СМИ уже обсуждают вероятную отставку директора Русского музея Владимира Гусева и вероятный же приход на его место замминистра культуры Аллы Маниловой. Температуру по больнице будут сравнивать, тут ничего удивительного. Если в разных политических условиях культура оставалась и мостом, и способом думать, то когда есть мнение группы чиновников и неправильное, думать вредно.