0
5830
Газета Культура Печатная версия

29.01.2023 17:46:00

Метод одержимого. "Воспоминания о Савицком" ждали публикации почти тридцать лет

Тэги: каракалпакстан, музей, игорь савицкий, архив, воспоминания


каракалпакстан, музей, игорь савицкий, архив, воспоминания Савицкого считали и подвижником, и чудаком. Фото предоставлено пресс-службой Музея русского импрессионизма

Уже давно Государственный музей искусств республики Каракалпакстан им. Савицкого у всех на слуху как синоним редкой коллекции, которую мечтают увидеть своими глазами. За этим «давно на слуху» были десятилетия энтузиазма, околачивания порогов, отчаяния и снова энтузиазма и борьбы, вложенных основателем и первым директором этого музея Игорем Савицким. Он умер в 1984-м нестарым человеком, в 68 лет сгорев от болезни. Тогда же названная самим Савицким преемница – Мариника Бабаназарова задумала издать о нем сборник воспоминаний коллег, друзей и наследников художников. Книга в итоге вышла только в 2022-м в ташкентском издательстве Baktria press. Московская презентация прошла в Музее русского импрессионизма.

Написанный в 1920-х Василием Лысенко «Бык» после выхода в конце 1980-х альбома «Авангард, остановленный на бегу», обложку которого эта картина украшала, стал одним из главных символов Нукусского музея. И недавняя московская выставка каракалпакского музея, прошедшая в ГМИИ в 2017 году, разумеется, без этой картины не обошлась. Работы художника, осужденного в 1930-х за «контрреволюционную деятельность», нашел как раз Савицкий – на крыше ветхого дома сестры Лысенко. Они «защищали» строение от непогоды.

«Директор, завхоз, экспедитор, истопник, реставратор, грузчик, сторож и так далее в одном лице», – по воспоминаниям этнолога Ирины Нурмухамедовой, сестры Мариники Бабаназаровой, их отец, академик Марат Нурмухамедов, который с Савицким дружил и помогал ему, характеризовал его именно так. Почти все, кто говорил о Савицком, отмечали и его крайнюю непритязательность в быту, и крайнюю этого быта неустроенность – нукусскую квартиру он отдал, по одному из воспоминаний, лаборатории музея, а сам кое-как ночевал в своем музейном кабинете.

Савицкого считали одержимым, подвижником, чудаком – как водится, одних это восхищало, других настораживало. У родившегося в Киеве Савицкого было рафинированное детство, гувернантка-француженка, в сборнике есть упоминания и о французском, и о тетке, жившей в доме престарелых в Ницце (после того как деда, слависта, профессора Киевского университета, в 1919-м расстреляли большевики, часть семьи эмигрировала). Студент Суриковки, он был в учениках у Фалька, Истомина и Николая Ульянова (их работы он тоже будет собирать в будущем музее), и в Узбекистан впервые попал в 1942 году с эвакуированным в войну институтом. В 1950-м Савицкого позвали туда как художника с Хорезмской археолого-этнографической экспедицией, а еще через шесть лет он переехал в эти края насовсем.

8616181318.jpg

Каракалпакский государственный музей искусств открылся в Нукусе в 1966 году, начавшись с собранного Савицким местного декоративно-прикладного искусства. Располагалось все в нескольких залах здания, принадлежавшего краеведческому музею, окна глядели на площадь Ленина и улицу Маркса. Мечты Савицкого о строительстве отдельного музейного здания – отдельный сюжет. Он увлекся собирательством живописи, причем это была страсть коллекционера и исследователя в одном лице. В том смысле, что его метод называли монографическим: объезжая наследников художников, он покупал, иногда в долг, максимальное количество работ – сильных, второстепенных, эскизов. Считал, что только так можно адекватно представить автора. Те, к кому Савицкий приезжал, вспоминают, как он просил показать все, чуть ли не то, что сами наследники или художники давно отправили в чулан памяти. Прямо в гостях он бросался раскладывать эту «добычу», мысленно прикидывая ее место в музейной экспозиции.

Он открыл художников-новаторов 1920–1930-х годов, которых теперь называют «туркестанским авангардом»: Урала Тансыкбаева, Александра Волкова, Усто Мумина (Александра Николаева), Виктора Уфимцева, Михаила Курзина… Он открыл группу «Амаравелла». Он собирал забытых, вытесненных официальной культурой в подполье других художников 1920–1930-х, связанных с ВХУТЕМАСом. Кто-то из них, скажем, Климент Редько, создатель электроорганизма, сегодня отлично известен, других, как Николая Тарасова, вхутемасовского ученика голуборозовца Павла Кузнецова, плохо знают и сейчас.

У нынешнего сборника, это и не скрывают, длинная и трудная биография. За время его подготовки в 2015 году Маринику Бабаназарову уволили с поста директора, и уважавшее ее арт-сообщество, обеспокоенное судьбой музея, било тревогу. За время сбора материалов к нынешнему изданию выходили и другие книги и о Савицком, и о его музее, в публикации которых участвовала Бабаназарова (в частности, в 2011-м коллекционер Ильдар Галеев выпустил альбом «Венок Савицкому»). На презентации Бабаназарова сказала, что работа с архивом Савицкого продолжается. В новой книге многие из воспоминаний музейных сотрудников, художников и наследников, искусствоведов, реставраторов, археологов, друзей (издание структурировано по таким разделам отношений с Савицким) были записаны еще в 1980-х, после его смерти, другие – в 2010-х. Многих из вспоминавших первого директора Нукусского музея уже нет, то есть это вдвойне мемориальные тексты. Часто они, как бы это сказать, «не причесаны». Минусы этого очевидны. Если про плюсы, то тут попадаются очень живые моменты. Однокурсница Наталия Сорокина вспоминала рассказ Савицкого об открытии музея: на базарной площади на рассвете «не в базарный день» было непривычно людно – оказалось, «объявили по радио новый праздник – музей». Она же описала, как он эмоционально уговаривал сомневавшихся относительно неизвестного тогда музея наследниц Василия Милиоти: «Дурехи, ведь вам 82 и 85 лет, вы умрете, и работы пропадут  а тут я их отреставрирую и повешу целую стену, рядом с его другом Феофилактовым, в компании с Татлиным». Реставратор Максим Архангельский вспоминал, как Савицкий наведался к художнице Марии Раубе-Горчилиной смотреть работы того самого Николая Тарасова, а увидев ее собственные вещи, сказал: «Ну, что же, мадам, считайте, что я Вас открыл!» Тут много таких историй и про музей, и про быт, которые в случае Савицкого тесно переплетены.

Его собственные письма помещены в самом конце. Когда их читаешь, остальное оказывается как бы фоном. Все вспоминали, как он работал на исходе сил, будучи уже очень болен, а тут он просто пишет, что с ним происходит, и этот мучительный финал видится уже иначе. Но и он как бы остается фоном постоянных размышлений Савицкого о том, к кому наверху можно еще обратиться, где найти помощь для музея. Даже когда он писал своему врачу.


Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4813
Комета, вихрь, ураган. Неправильные шахматы Михаила Таля

Комета, вихрь, ураган. Неправильные шахматы Михаила Таля

Геннадий Гутман

0
3685
Ирина Радинович: «Для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата»

Ирина Радинович: «Для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата»

Анна Самойленко

Об истории, наследии и знаковых мероприятиях Музея петербургского авангарда

0
3211
218 (не)случайно непохожих. "Новое общество художников" в Музее русского импрессионизма

218 (не)случайно непохожих. "Новое общество художников" в Музее русского импрессионизма

Дарья Курдюкова

0
4793

Другие новости