0
7181
Газета Культура Печатная версия

15.01.2023 19:01:00

Та самая Инна Чурикова, королева, львица и Жанна д’Арк

Актриса скончалась в возрасте 79 лет

Тэги: актриса, инна чурикова, биография, театр, кино, роли, некролог


актриса, инна чурикова, биография, театр, кино, роли, некролог Ее особая стать, запоминающийся графический профиль, врожденный вкус придавали ее сценическим образам редкий аристократизм.

Не стало Инны Чуриковой, актрисы театра «Ленком», сыгравшей на его сцене десятки ролей. Не меньше – в кино, у лучших режиссеров, среди которых и классики Марк Захаров, Георгий Данелия, Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Петр Тодоровский, Никита Михалков, и современные мастера – Василий Сигарев и Жора Крыжовников, и, конечно, Глеб Панфилов, соратник, соавтор, супруг.

Кинодебют случился, как это часто бывает, раньше театрального – еще студенткой Чурикова снялась в незабываемом эпизоде с рисунком лошади и петухом в клетке в фильме «Я шагаю по Москве» и в роли зловеще румяной Марфушки в «Морозко» Александра Роу. Уже эти две работы могут сказать многое о том, как будет складываться творческий путь актрисы. Какой разной, выходящей за рамки любых амплуа и определений, будет ее карьера на экране и на сцене – и какими трагическими, романтическими, сатирическими, характерными будут роли и образы.

Почти одновременно с Чуриковой дебютировал в полном метре и режиссер Глеб Панфилов, ее будущий муж и автор большей части выдающихся картин в фильмографии актрисы. Фильм этот – «В огне брода нет» – победил на фестивале в Локарно. Приз – режиссеру, но во многом благодаря сыгранной Чуриковой роли санитарки Тани Теткиной, наивной, пламенной, романтической, сложной в своей простоте.

Инне Чуриковой не прочили великой славы, но она ее обрела, хотя даже в театральное училище поступила, как это водится с актерами необычной судьбы, не с первого раза. А после того, как она окончила Щепкинское училище при Малом театре, ее карьера сделала первый зигзаг: мало кто помнит, что царственная Чурикова, какой мы ее знали последние десятилетия, начинала сценическую карьеру в Театре юного зрителя в Москве в ролях лисички, свиньи и даже Бабы-яги. К слову, этот факт биографии как будто бы нашел отражение в сюжете «Начала» Глеба Панфилова, где Инна Чурикова сыграла одну из своих лучших ролей – ведь ее героиня также играет Бабу-ягу в любительской постановке, где ее и замечает столичный режиссер, предлагая стать Жанной д’Арк на большом экране. Острохарактерность своего дарования Чурикова чувствовала и сама – даже показывалась Валентину Плучеку в Театр сатиры. В то время там уже работал Марк Захаров, который чуть позже позовет ее в «Ленком» и станет ее главным театральным режиссером. В «Ленкоме» Чурикова прослужит без малого полвека, войдя впоследствии в его звездный ареопаг. На сегодняшний день Инна Чурикова была последней народной артисткой СССР в «Ленкоме».

У Марка Захарова, уже будучи артисткой его театра, она играла и в спектаклях, и в кино. Не боясь даже самых на первый взгляд отталкивающих ролей вроде той, что была в «Том самом Мюнхгаузене» – разве можно симпатизировать жене барона. Но когда ее играет Чурикова, можно если и не сопереживать, то смотреть неотрывно и не забыть никогда.

Именно в «Ленкоме» раскрылся ее всеобъемлющий талант – и лирический, и трагикомический, где «высокая трагедия соседствует с комедийной стихией», по выражению Марка Захарова. В кино на первых порах ее роли были скорее комедийные, часто эпизодические, зато в постановках Захарова Чурикова сыграла героинь мирового репертуара (Аркадина в «Чайке», Гертруда в «Гамлете», Сарра в «Иванове»…), а дебютировала Чурикова в роли Неле, возлюбленной Тиля, которого играл Николай Караченцов, и их дуэт был настоящим символом великой романтической любви. Театральных ролей было в ее жизни, казалось бы, немного. Но каких! Как говорила сама актриса, «лучше быть раздавленной ролью, чем не тронутой ею».

Что касается кино, главные роли подарил Чуриковой, конечно, Панфилов: от Вассы Железновой и Ниловны в экранизациях произведений Горького до формально второстепенных, но никогда не эпизодических – будь то буфетчица в «Валентине» по пьесе Вампилова или экскурсовод в пролежавшей почти 10 лет «на полке», а потом победившей в Берлине «Теме». Символично, что и последнюю свою роль – небольшую, но опять великую, если присмотреться, философскую и даже потустороннюю – Чурикова сыграла у Панфилова в «Иване Денисовиче». Ее особая стать, запоминающийся графический профиль, врожденный вкус придавали ее сценическим образам редкий аристократизм. Тем более была удивительна ее природа и даже порода – в кинематографе ведь Чурикова играла типажи народные. Ее последние театральные роли были также сыграны в постановках мужа, кинорежиссера Глеба Панфилова, и выбирал он всегда материал соответствующий: в «Аквитанской львице» («Ленком») и «Аудиенции» (Театр Наций) Чурикова сыграла двух английских королев. А уж она точно знала, как портрет монаршей особы сделать живым. Но даже достигнув и возраста, и статуса, предполагающих роль цариц и львиц, Чурикова не окаменела, не превратилась в живой памятник самой себе, продолжала дышать свежим воздухом и открывать новое кино. Доказательство тому – ее почти хулиганские, комедийные, даже сатирические партии в «Самом лучшем дне» Жоры Крыжовникова и в «Стране ОЗ» Василия Сигарева. 

«НГ»


Читайте также


В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

0
1064
В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

Елизавета Авдошина

Композитор Петр Айду продолжил эксперименты в театре

0
1479
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
4148
Памяти Валерия Мастерова

Памяти Валерия Мастерова

0
1531

Другие новости