Ее особая стать, запоминающийся графический профиль, врожденный вкус придавали ее сценическим образам редкий аристократизм.
Не стало Инны Чуриковой, актрисы театра «Ленком», сыгравшей на его сцене десятки ролей. Не меньше – в кино, у лучших режиссеров, среди которых и классики Марк Захаров, Георгий Данелия, Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Петр Тодоровский, Никита Михалков, и современные мастера – Василий Сигарев и Жора Крыжовников, и, конечно, Глеб Панфилов, соратник, соавтор, супруг.
Кинодебют случился, как это часто бывает, раньше театрального – еще студенткой Чурикова снялась в незабываемом эпизоде с рисунком лошади и петухом в клетке в фильме «Я шагаю по Москве» и в роли зловеще румяной Марфушки в «Морозко» Александра Роу. Уже эти две работы могут сказать многое о том, как будет складываться творческий путь актрисы. Какой разной, выходящей за рамки любых амплуа и определений, будет ее карьера на экране и на сцене – и какими трагическими, романтическими, сатирическими, характерными будут роли и образы.
Почти одновременно с Чуриковой дебютировал в полном метре и режиссер Глеб Панфилов, ее будущий муж и автор большей части выдающихся картин в фильмографии актрисы. Фильм этот – «В огне брода нет» – победил на фестивале в Локарно. Приз – режиссеру, но во многом благодаря сыгранной Чуриковой роли санитарки Тани Теткиной, наивной, пламенной, романтической, сложной в своей простоте.
Инне Чуриковой не прочили великой славы, но она ее обрела, хотя даже в театральное училище поступила, как это водится с актерами необычной судьбы, не с первого раза. А после того, как она окончила Щепкинское училище при Малом театре, ее карьера сделала первый зигзаг: мало кто помнит, что царственная Чурикова, какой мы ее знали последние десятилетия, начинала сценическую карьеру в Театре юного зрителя в Москве в ролях лисички, свиньи и даже Бабы-яги. К слову, этот факт биографии как будто бы нашел отражение в сюжете «Начала» Глеба Панфилова, где Инна Чурикова сыграла одну из своих лучших ролей – ведь ее героиня также играет Бабу-ягу в любительской постановке, где ее и замечает столичный режиссер, предлагая стать Жанной д’Арк на большом экране. Острохарактерность своего дарования Чурикова чувствовала и сама – даже показывалась Валентину Плучеку в Театр сатиры. В то время там уже работал Марк Захаров, который чуть позже позовет ее в «Ленком» и станет ее главным театральным режиссером. В «Ленкоме» Чурикова прослужит без малого полвека, войдя впоследствии в его звездный ареопаг. На сегодняшний день Инна Чурикова была последней народной артисткой СССР в «Ленкоме».
У Марка Захарова, уже будучи артисткой его театра, она играла и в спектаклях, и в кино. Не боясь даже самых на первый взгляд отталкивающих ролей вроде той, что была в «Том самом Мюнхгаузене» – разве можно симпатизировать жене барона. Но когда ее играет Чурикова, можно если и не сопереживать, то смотреть неотрывно и не забыть никогда.
Именно в «Ленкоме» раскрылся ее всеобъемлющий талант – и лирический, и трагикомический, где «высокая трагедия соседствует с комедийной стихией», по выражению Марка Захарова. В кино на первых порах ее роли были скорее комедийные, часто эпизодические, зато в постановках Захарова Чурикова сыграла героинь мирового репертуара (Аркадина в «Чайке», Гертруда в «Гамлете», Сарра в «Иванове»…), а дебютировала Чурикова в роли Неле, возлюбленной Тиля, которого играл Николай Караченцов, и их дуэт был настоящим символом великой романтической любви. Театральных ролей было в ее жизни, казалось бы, немного. Но каких! Как говорила сама актриса, «лучше быть раздавленной ролью, чем не тронутой ею».
Что касается кино, главные роли подарил Чуриковой, конечно, Панфилов: от Вассы Железновой и Ниловны в экранизациях произведений Горького до формально второстепенных, но никогда не эпизодических – будь то буфетчица в «Валентине» по пьесе Вампилова или экскурсовод в пролежавшей почти 10 лет «на полке», а потом победившей в Берлине «Теме». Символично, что и последнюю свою роль – небольшую, но опять великую, если присмотреться, философскую и даже потустороннюю – Чурикова сыграла у Панфилова в «Иване Денисовиче». Ее особая стать, запоминающийся графический профиль, врожденный вкус придавали ее сценическим образам редкий аристократизм. Тем более была удивительна ее природа и даже порода – в кинематографе ведь Чурикова играла типажи народные. Ее последние театральные роли были также сыграны в постановках мужа, кинорежиссера Глеба Панфилова, и выбирал он всегда материал соответствующий: в «Аквитанской львице» («Ленком») и «Аудиенции» (Театр Наций) Чурикова сыграла двух английских королев. А уж она точно знала, как портрет монаршей особы сделать живым. Но даже достигнув и возраста, и статуса, предполагающих роль цариц и львиц, Чурикова не окаменела, не превратилась в живой памятник самой себе, продолжала дышать свежим воздухом и открывать новое кино. Доказательство тому – ее почти хулиганские, комедийные, даже сатирические партии в «Самом лучшем дне» Жоры Крыжовникова и в «Стране ОЗ» Василия Сигарева.
«НГ»