0
7043
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2022 15:52:00

Торжество русской песни

Фонд Елены Образцовой приобщает молодых вокалистов к сокровищам русской музыки: кульминацией стал концерт в Колонном зале Дома Союзов


Фото предоставлено пресс-службой Фонда

Просветительская деятельность институции, основанной великой русской певицей, хорошо известна: Фонд проводит немало интересных мероприятий, так или иначе связанных с теми областями творчества, в которых Елена Васильевна Образцова сказала свое веское слово. И это не только опера, ораториальная или камерная музыка, кино, педагогика или вокальные конкурсы. Коснулась Образцова и русской песни — с Оркестром народных инструментов под управлением Николая Некрасова она их немало исполняла и записала на пластинку. Именно этот аспект творческих исканий на этот раз оказался в фокусе внимания — для молодых вокалистов в декабре этого года был устроен недельный образовательный проект «Оперный класс — Школа мастерства русской песни», приуроченный к 120-летию со дня рождения другого мастера жанра — Сергея Яковлевича Лемешева.

Художественное руководство проекта осуществил прославленный тенор Дмитрий Корчак, который не только сам блистает на мировых оперных сценах, но и является впечатляющим исполнителем русской песни, наследником лемешевской традиции, что он уверенно и подтвердил феноменальным исполнением в финале гала-концерта «Свидания» Булахова и хитовой песни «Ах, ты, душечка». Корчак пригласил к работе с молодежью таких мастеров как вокальный педагог Дмитрий Вдовин, концертмейстер Любовь Орфенова, знаменитые отечественные певцы Любовь Петрова и Алексей Татаринцев. Их советы и наставления стали основой певческого «повышения квалификации» ребят, многие из которых уже многое знают и умеют в области оперного и камерного пения, но ориентированы больше на сугубо академический репертуар, а вот русская песня для большинства остается в стороне — таковы образовательные программы музыкальных вузов, такова практика театров и филармоний, такова, в конце концов реальность нашей культурной жизни, в которой русская песня занимает незначительное место. Восполнить этот пробел как раз и призван проект.

Финальный результат усилий был явлен в ярком гала-концерте в Концертного зала Дома Союзов, названном «Вижу чудное приволье». На сцену вышли не все из полусотни участников проекта, представляющие 18 городов России, но очень многие и по всей видимости лучшие. Их пение сопровождал Некрасовский оркестр под управлением своего главного дирижера и музыкального руководителя проекта Андрея Шлячкова. Именно выступлением оркестра вечер и начался — прозвучала оркестровая сюита «Русская зима» Городовской, в которой публика отчетливо услышала русские темы и могла прочувствовать близкие ей настроения. Это вступление — словно увертюра ко всему вечеру, представившему собой продолжительный каскад русских песен — популярных и малознакомых, настоящих шедевров и просто хороших опусов, достаточно простых по своим выразительным средствам и содержащих очень серьезные технические задачи (например, изобилующие крайними нотами диапазона, колоратурными украшениями и пр.). Но главное во всех них было в другом — продемонстрировать умение петь выразительно, передать особенности и нюансы русской души, русского характера, русского отношения к жизни.

У всех участников это, конечно, получается по-своему и весьма по-разному. У кого-то это пока лишь эскиз, наметки, у кого-то уже завершенный образ, в котором проступают черты подлинного мастерства и верно схваченной интонации. У кого-то больше чистого вокала, а кому-то уже подвластен артистизм. У кого-то красота голоса и вокальные навыки — на первом плане, а кто-то же уже сумел копнуть дальше, подчинив их художественным задачам. Были и такие, у кого артистизм и понимание стилистики оказались сильнее технической вооруженности. Кому-то еще стоит поработать над вкусом — не только в представлении такого особого репертуара, но в целом в том, как держаться и вести себя на сцене. Но в любом случае в выступлении каждого чувствовалась попытка сделать интересный, законченный вокально-артистический номер и приблизиться к пониманию русской песни — в этом, безусловно, не только личный талант каждого певца, но и то, что в них вложили наставники. Русские народные песни в высококлассных обработках (например, Прокофьева или Дунаевского) и авторские произведения в русском стиле (Гурилева, Булахова, Малашкина и др.) прозвучали выразительно и интересно — публика услышала все типы голосов, а сами голоса молодежи пленяли свежестью и красотой тембров. Интересно, что с русской песней более чем успешно справились, например, даже иностранные участники проекта — Габриел Де-Рель и Хоа Нгуен.


Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2900
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3380
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2478
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4390

Другие новости