Фото предоставлено пресс-службой оркестра
В Концертном зале «Зарядье» продолжается цикл «Малер»: в течение сезона здесь прозвучат все симфонии композитора. Открыл его оркестр Большого театра и дирижер Дмитрий Лисс со Второй симфонией, в финале Российский национальный оркестр и его новый художественный руководитель Александр Рудин представят Первую. Важно подчеркнуть, что в этом проекте участвуют региональные оркестры. Играть Малера в Москве, для взыскательной столичной публики – это вызов. И вызов этот приняли оркестры из Новосибирска, Красноярска и Казани.
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского выбрал Седьмую симфонию. Что касается Малера, то в этой точке интересы «Зарядья» и коллектива соприкасаются. Сладковский поставил перед собой и оркестром цель исполнить и записать весь цикл симфоний. И преодолел уже большую половину пути: за плечами – Первая, Четвертая, Пятая, Шестая, Восьмая, Девятая. На очереди - Вторая, она прозвучит 1 февраля в Московской филармонии.
Седьмая - симфония, в которой, по мнению исследователей есть нарочито неровные фрагменты (Инна Алексеевна Барсова), требует недюжинных сил и мастерства: нужно лепить форму целого, держа под контролем огромный оркестр с дополнительными инструментами - теноровой тубой, мандолиной, гитарой, альпийскими колоколами и так далее.
Татарский оркестр на новом этапе своего творческого пути уже сделал виток по малеровской спирали: симфонии композитора звучали и в первые годы работы Сладковского, а сейчас, пройдя через циклы симфоний Шостаковича, Чайковского, Бетховена, Рахманинова, мощный пласт новой музыки, оркестр выходит, конечно, на иной уровень взаимоотношений с позднеромантическими партитурами, когда сложности технического характера или ансамблевой игры уже не важны, и перед артистами можно ставить сложные музыкантские задачи.
Седьмая – а оркестр впервые подобрался к этой партитуре, совершив после премьеры в Казани мини-турне по двум столицам – показала, на сколь высоком уровне находится оркестр. В особенности это, конечно, касается медных духовых, которых Малер не пощадил: роль труб, тромбонов, валторн в этой симфонии-драме выведена едва ли ни на первый план.
О чем эта симфония в интерпретации Сладковского? Об одиночестве, о потере смысла жизни - и о поиске точки опоры, которую герой пытается нащупать в природе, в прошлом, в своих корнях. Мрачная первая часть, где тяжелую поступь главной партии оттеняет лирика побочной – но ненадолго, свет тонет в сумраке марша.
Средний блок пятичастного цикла - марш, скерцо и серенада - и есть обращение к прошлому как к идеалу. Но и оно подернуто дымкой ночи (композитор делает ремарку Nachtmusik), когда привычные вещи принимают необычные, порой пугающие, порой нереальные и призрачные черты. И оркестр блистательно с этим справляется: пасторальная картина с перекличками валторн и звоном альпийских колоколов тонет в гротескном марше, злое скерцо («Игра теней») продолжает упоительная серенада с мандолиной и гитарой, которая тоже оказывается, скорее, пародией на жанр.
Рондо финала, драматургически самой сложной части, через череду эпизодов приходит к утверждению маршевой темы первой части – в героическом ее изводе. Героизм через преодоление: апофеоз, созвучный нашему времени.