На иконе после возвращения из лавры насчитали более 60 изменений. Фото с сайта www.patriarchia.ru
В июле 2022-го «Троицу» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру отмечать 600-летие обретения мощей Сергия Радонежского. Это был второй выезд иконы за пределы музея – до того в годы Второй мировой войны ее отправляли в эвакуацию. Плохая сохранность и хрупкость самой известной отечественной иконы требуют специальных условий и постоянного профессионального контроля. После прецедента с «Троицей» церковь в очередной раз подняла вопрос о предоставлении ей произведений «религиозного назначения» из Музейного фонда РФ.
По сравнению с 2008 годом, когда общественность отстояла «Троицу» от вывоза из музея, ситуация изменилась – обо всем стало известно постфактум. После исследования вернувшейся в музей иконы в Telegram появились новости о том, что на «Троице» появились «многочисленные шелушения красочного слоя»…
РПЦ не впервые хочет отвоевать право пользоваться хранящимися в музеях произведениями. Через год после того как удалось защитить рублевскую «Троицу», из Русского музея в храм подмосковного коттеджного поселка премиум-класса ночью отправили Торопецкую икону Богородицы XIV века, хранившуюся в Русском музее. Судя по всему, там она и находится до сих пор, несмотря на проблемы с сохранностью. Предложенные РПЦ изменения в закон «О Музейном фонде», как говорила в интервью Интерфаксу руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), подразумевают, что «музейные коллекции религиозного назначения, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности», могут «передаваться в безвозмездное пользование религиозным организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры».
При этом отвечать за сохранность этих предметов по-прежнему должны музеи. Древнерусских икон в целом до наших дней дошло немного. Банально говорить, что возраст и то, что называется историей бытования, не добавило им здоровья: нужен специальный климатический и температурно-влажностный режимы, постоянный мониторинг состояния, все те особые условия, которые могут обеспечить только специалисты и специальная аппаратура. Не говоря уже о специальной охране, страховке. В церкви молятся, другие условия, другие задачи.
Что касается «Троицы», не секрет, что от Рублева сохранилось крайне мало произведений, часть дошла во фрагментарном состоянии, относительно еще одной части ведутся атрибуционные дискуссии. И при этом сходятся во мнении, что если бы он создал только «Троицу», остался бы в веках. С этой иконы есть копии, для практических нужд можно изготовить еще – зачем же рисковать тем, что можно потерять навсегда?