Валерий Гергиев компенсировал отсутствие контрактов на Западе гастролями в России. Фото агентства «Москва»
Представители культурного сообщества с началом специальной военной операции (СВО) попали под прицел санкций. Чаще представителей других артистических профессий с проблемами сталкивались имеющие международное признание музыканты – в силу невербальной природы своего искусства.
Моментально были отменены гастроли Валерия Гергиева и Дениса Мацуева в Нью-Йорке. Оба сегодня не выступают на Западе. Гергиев, дирижер экстра-класса, был поставлен перед выбором: или открыто выступаешь против политики президента России, осуждаешь СВО, или лишаешься контрактов. Мэр Мюнхена так и не дождался ответа на свой ультиматум, Гергиев в одночасье лишился всех контрактов, а среди них были очень серьезные.
Но если ситуация с руководителем Мариинского театра ясна – он действительно публично поддерживает Владимира Путина и, как говорят, дружит с президентом России, то Анна Нетребко пострадала в целом просто потому, что она, самая известная певица в мире, оказалась россиянкой. Близость к Валерию Гергиеву и вытащенный из анналов истории факт о подарке Донецкому оперному театру автоматически сделали ее персоной нон-грата, от которой ждали заявления. После длительных колебаний певица его сделала. И возвращение на мировую сцену дается ей не так легко: Метрополитен-опера, в частности, не сделала исключения даже для своей звезды. Отказались от Нетребко и крупные сцены Европы.
Туган Сохиев сложил полномочия руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы и музыкального руководителя Большого театра в Москве. «Я не могу видеть, как мои коллеги – дирижеры, актеры, певцы, танцоры, режиссеры – подвергаются угрозам, неуважительному обращению и становятся жертвами «культуры отмены». Нам, музыкантам, дан исключительный шанс, исполняя и интерпретируя этих великих композиторов, помочь сохранить человечество, сохранить его добрым и с уважительным отношением людей друг к другу. Мы, музыканты, призваны через музыку Шостаковича напоминать об ужасах, постигших человечество во Второй мировой войне. Мы, музыканты, являемся послами мира. Вместо того чтобы использовать нас и нашу музыку для объединения наций и людей, в Европе нас пытаются разделить и подвергают остракизму», – написал маэстро. Тем не менее уже летом он возобновил выступления на Западе, в том числе и в Тулузе, но как приглашенный дирижер.
Впрочем, в Европе эти случаи, несмотря на первый всплеск агрессии по отношению к русской культуре, хотя и громкие, но единичные. Иные сделали выбор в пользу российской или западной стороны. Прервал отношения с Госоркестром имени Светланова художественный руководитель Василий Петренко, из Российского национального оркестра уволен его создатель и художественный руководитель Михаил Плетнев, который с началом спецоперации отказался возвращаться в Россию. Большинство же музыкантов сохранили и российские, и международные контакты. Но только те, кто публично не высказывал негативного отношения к СВО.
И если под конец года в Европе прогремела волна постановок русских опер (Борисом Годуновым открыл сезон миланский Ла Скала), то есть культуру все-таки отделили от политики, то в России – наоборот, культура все больше приобретает политический характер. Талантливые музыканты, которые занимали должности в государственных театрах или коллективах, теряют их из-за своей гражданской позиции. И уезжают обогащать западную музыкальную жизнь.