Артист и депутат Госдумы Дмитрий Певцов – медийное лицо группы ГРАД. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Задачи идеологического просвещения власть стала возлагать на театральную сферу, причем с помощью показательных «зачисток» обозначила «правильную» позицию. Спустя полгода специальной военной операции (СВО) стали появляться идеологически выдержанные, даже агитационные спектакли, С афиш и из программок исчезли фамилии авторов и режиссеров, обозначивших антивоенные взгляды.
«Безымянные» произведения продолжают играть, и, кажется, такой компромисс уже представляется не позорным, а спасительным, потому что многие спектакли в театрах и вовсе сняты и списаны, запрещены к прокату, причем не только с подачи федерального или муниципального учредителя, театры или чиновники на местах зачастую и сами готовы выслуживаться. Российские фестивали с государственным финансированием неоднократно подвергались изъятию из программ спектаклей-участников по идеологическим причинам: то постановка игралась на украинском языке, то режиссер или драматург оказывался из «неблагонадежных». А о некоторых постановках не приходится говорить вовсе: огромный пул режиссеров, актеров, драматургов, эмигрировавших из страны, если не остановил театральную индустрию в России, то точно оставил ее обезглавленной. Отток ведущих театральных деятелей из России ощутимо застопорил развитие этой сферы культуры, оставив ее без внятных творческих перспектив. А для тех, кто рискнул остаться внутри страны, не скрывая антивоенную позицию, по факту явлен запрет на профессию. Государственные театры боятся приглашать таковых к сотрудничеству. Так родился главный «мем» 2022 года – с «отменой культуры» Россия отлично справляется сама.
Публично оседлала конъюнктурный запрос думская группа ГРАД, в которую вошли депутаты различных фракций, заявившие о расследовании антироссийской деятельности в сфере культуры. Объявленной задачей стало выявление тех деятелей культуры, кто «занимает враждебную позицию в отношении России». Медийным лицом ГРАДа стал артист Дмитрий Певцов, регулярно выступающий то с поношением режиссеров-эмигрантов, то с предложениями ввести худсоветы с участием духовенства и силовиков. Появился главный тезис группы: «государство должно контролировать содержание тех произведений культуры и искусства, которые оно оплачивает». Планирует осуществлять группа и продвижение в театральной повестке нужных тем. Например, с началом сезона 2022/23 года директора театров получили запросы с требованием озаботиться наличием в репертуарах пьес о событиях в Донбассе. Для проектов, связанных с деятельностью в Донбассе, Президентский фонд культурных инициатив провел несколько спецконкурсов, выделив под них отдельный внушительный бюджет. А гастроли донецких театров прошли на главных московских сценах – от Большого театра до Театра Наций.
Объявленное в конце года Минкультуры решение по возвращению к практике формирования госзаказа (основой стал указ президента «Об утверждении основ государственной политики…») подвело черту в давнем разговоре о «линии партии». Ею станет показательное укрепление «традиционных» духовно-нравственных ценностей в противовес «тлетворному влиянию Запада». Театр вновь ждет эзопов язык.