В Рахманиновском зале Московской консерватории завершился традиционный проект Союза композиторов «Пять вечеров». Фото Анны Бобрик
Еще несколько лет назад выпускники композиторского факультета музыкальных вузов, их старшие коллеги и авторы-энтузиасты из регионов находились в положении маргиналов. Их концептуальные сочинения звучали разве что в тесном кругу любителей и знатоков современной академической музыки: к исполнению приглашались, как правило, друзья-музыканты автора, а о том, чтобы эти пьесы были изданы или записаны, и вовсе не шло речи.
Такое грустное положение вещей во многом исправила команда Союза композиторов России, которая после своего ребрендинга превратилась в генератор креативных, нужных и полезных этому музыкальному миру идей. Благодаря их бурной деятельности композиторы стали получать заказы и гонорары, их произведения начали регулярно исполнять ведущие российские оркестры и ансамбли – и, что немаловажно, при поддержке государства. Быть членом Союза композиторов молодым авторам теперь почетно и солидно: организация (уже окончательно избавившись от советского шлейфа) предоставляет им полный карт-бланш, воплощает в жизнь самые экспериментальные идеи и дает возможность спокойно и комфортно продвигать свою карьеру.
В Рахманиновском зале Московской консерватории завершился традиционный проект Союза композиторов «Пять вечеров». Это некий «смотр» композиторского творчества со всех регионов нашей необъятной страны – от Калининграда до Владивостока. На пяти концертах подряд звучат сочинения членов Союза композиторов, написанных для самых разных составов, будь то электроника или ансамбль балалаек. Публика может познакомиться с современной академической музыкой любых направлений и стилей: это и минимализм, и поставангард, и джаз, и даже инструментальный театр. Такая неоднородная панорама наглядно показывает, что пишут и в каком ключе мыслят ныне живущие авторы, что представляет собой современная академическая музыка России и какова ее дальнейшая перспектива развития.
На первом из «Пяти вечеров» объединились сочинения в квазифольклорном стиле, где композиторы по-своему исследовали русский народный мелос, ритмику, гармонию. У Владимира Кобекина в фортепианном опусе «Господин Великий Новгород» ощущалась аллюзия на русское знаменное пение и колокольность, у Сергея Попова – подражание ярмарочным сценам Стравинского, а Григорий Зайцев соединил минимализм и народные тембры домр и балалаек. Второй концерт целиком был отдан мультимедийным композициям Центра электроакустической музыки Московской консерватории – это было визуально красиво, акустически эффектно, пространственно-мощно и супертехнологично.
В пьесах Николая Попова, Анны Поспеловой, Николая Хруста, Олега Гудачева звуки акустических инструментов, электроника, видео, саундскейп вступали в особое взаимодействие друг с другом. А импровизационное трио ElActrio – Николай Попов, саксофонист Аркадий Пикунов и перкуссионист Петр Ившин – оригинально переосмыслили «Манифест свободной музыки» Николая Кулибина.
Следующие три вечера фестиваля были также не менее любопытны. Один из них целиком заключал в себе хоровую музыку, где в одной программе соседствовал хор Родиона Щедрина, написанный на слова Эдуарда Лимонова, и оммаж Жоскену Депре от Армана Гущяна и Алексея Сысоева. Эту новую русскую сакральную музыку исполнили настоящие вокальные мастера – Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева и хор Intrada под руководством Екатерины Антоненко. В четвертом концерте с участием Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и «Студии новой музыки» запомнился перформанс Ольги Бочихиной «Акустико-пространственные миражи»: исполнители исследовали пространство Рахманиновского зала, перемещаясь с фонариками в руке и перебирая светящиеся шары. А в финальном вечере любители традиционного музыкального языка могли наконец выдохнуть: прозвучали романтичные чувственные опусы Кузьмы Бодрова, Лилии Ризвановой, Алсу Абдуллиной и даже посвящение дамам филармонического общества (точнее, одной даме – солистке Екатерине Мечетиной) от Олега Пайбердина. Не обошлось и без актуального. Мечетина и ее напарница, домристка Екатерина Мочалова сыграли сюиту «2022 год» Ефрема Подгайца, в которой композитор выразил свою реакцию на происходящее в Украине (и даже процитировал две украинские народные песни).
Не так давно Союз композиторов подвел итоги проекта «Ноты и квоты». Это программа, объединяющая интересы авторов и исполнителей, о которой еще пару лет назад они и мечтать не могли. Творческие коллективы или солисты заказывают желаемому композитору сочинение, тот получает гонорар от Минкульта, а его опус неоднократно звучит в течение концертного сезона на разных площадках страны. Все это время «заказчик» и «исполнитель» работают вместе, и такое сотворчество оказывается и выгодным, и перспективным: композитор больше не пишет в стол, пианист или скрипач расширяет свой репертуар сложными для игры, мудреными опусами из сферы современной академической музыки.
Собственно, об этой полезной коллаборации говорили на презентации второго сезона «Нот и квот» (название, кстати, отлично передает суть проекта). В Нелектории фирмы «Мелодия» – новом концертно-выставочном пространстве на Новослободской улице – несколько «пар» делились впечатлениями от взаимодействия друг с другом (встречу модерировал музыковед Сергей Уваров).Так, композитор Денис Хоров поведал о том, как замысел его «Фантазии» для альта и фортепиано складывался аж четыре года, но, к счастью, Дарья Филиппенко, признанная исполнительница новой музыки, свой заказ все же дождалась и великолепно выучила этот романтический цикл, о чем свидетельствовало ее исполнение вместе с пианисткой Ксенией Апалько.
У композитора Артема Пыся оказалась другая история – именно ему пришлось добиваться внимания небезызвестного пианиста Алексея Гориболя: в итоге намеченный союз, к которому еще добавились вокалисты, родится уже в будущем году. А Сергей Шестаков и Наталья Прокопенко получили предложение написать новое сочинение от двух ансамблей новой музыки: молодежного Kymatic и мэтров «Студии новой музыки». Еще одна победительница «Нот и квот» – композитор Настасья Хрущева – на презентации не присутствовала, но за нее об инструментальном цикле «Пять песен на Рождество» подробно рассказал солист ансамбля Opensound Orchestra Станислав Малышев (и представил его со своими коллегами по квартету). В камерной уютной обстановке Нелектория слушателям приоткрыли завесу тайны над тем, что получилось по итогам проекта «Ноты и квоты». А как это будет звучать в филармонии или консерватории и как сложится судьба этих совместных сочинений, разумеется, покажет время.