Екатерина Семенова с Частушками Варвары. Фото © Пресс-служба Московской филармонии
Веcь декабрь в Москве и Санкт-Петербурге проходят торжественные мероприятия, посвященные Родиону Щедрину. Патриарху российской композиторской школы исполнилось 90 лет. В Концертном зале им. Чайковского музыку Родиона Константиновича исполнили артисты Мариинского театра и Валерий Гергиев.
Кажется, не случайно Родион Константинович родился в один день с Бетховеном (точнее, в тот день, когда принято праздновать день рождения великого классика) – опора на традицию, причудливо преломляемую, составила основу его композиторского метода. И умение в рамках традиции нащупать свой индивидуальный язык, свой метод, свой образный строй. Но в художественном месседже – с опорой на гуманизм и величие искусства – быть классиком.
В Москве концерт в честь Родиона Константиновича дал Валерий Гергиев. Музыкантов связывает дружба в несколько десятилетий, которой, по словам маэстро, он не просто гордится, а у которой учится. Сочинения Щедрина – в постоянном активе артистов Мариинки; на трех сценах театра идут все оперы и балеты композитора.
До 24 декабря в Мариинском театре проходит фестиваль «Щедрин-90», где исполняются оперные, балетные, симфонические сочинения, инструментальные концерты, вокальные циклы, миниатюры. Завершится он исполнением знаменитого концерта для поэта с оркестром «Поэтория». На его создание Щедрина вдохновила поэзия и личность Андрея Вознесенского. В Мариинке роль Поэта исполнит Евгений Миронов.
В день рождения Родиона Константиновича в Санкт-Петербурге прошла премьера спектакля, который Вячеслав Самодуров поставил для труппы Театра балета им. Якобсона на музыку «Озорных частушек». А в первом отделении танцевала Кармен блистательная Диана Вишнева.
Валерий Гергиев в этот день был в Москве – и дал в честь друга концерт в Зале им. Чайковского. Здесь тоже звучали и «Кармен-сюита», сочинение, прославившее Щедрина на весь мир, и «Озорные частушки», виртуознейший концерт для симфонического оркестра, открывающий слуху безграничную фантазию и неуемное чувство юмора композитора.
Взаимоотношение с русским – истинно народным (частушки) – то, что восхищало и слушателя 1960-х, восхищает и сейчас: умение расслышать мотив, включить его в музыкальную ткань, по части которой равных Щедрину не сыскать, по части владения оркестром он ас. «Озорным частушкам» откликнулась сюита из балета «Конек-Горбунок», а между ними прозвучали Частушки Варвары из оперы «Не только любовь». И именно этот фрагмент концерта, который мог бы быть интермедийным, моментом отдыха между махинами симфонических партитур (а впереди еще и Второй фортепианный концерт!), стал в программе ключевым, даже переломным.
Екатерина Сергеева породнила свою героиню с Катериной Измайловой: экзистенциальная тоска, желание любить, быть любимой, трудность морального выбора делали председателя колхоза большой героиней. Недаром «колхозный Онегин», как определял оперу сам композитор, посвящен Майе Плисецкой, главной женщине в жизни Щедрина, его любви, его музе.
Первая часть из литургии «Запечатленный ангел» по Лескову (мастера хорового пения) и Второй фортепианный концерт (Денис Мацуев), где синтезированы додекафония и джаз, прозвучали в финале концерта. Мастерство интерпретации («Кармен-сюита»), народное, духовное и авангардное: таким представил Гергиев портрет своего друга, классика XXI века.