Юлия Че. Буба и Бака здесь. Встреча. Контакт-контакт-контакт-контакт. Фото с сайта www.moscowbiennale.art
Очередную Московскую биеннале в нынешних условиях, может, лучше было не проводить вовсе, но получилось так, как получилось. Смотр, по-прежнему носящий статус международного, но уже второй раз показывающий только местных художников, закрыли офлайн при монтаже – по формулировке Министерства культуры, за «несоответствие уровня целого ряда экспонатов статусу избранной площадки», то есть Новой Третьяковки. И открыли онлайн, по-видимому, смонтировав сайт преимущественно из любительских видео и фотографий, сделанных при монтаже.
Современному искусству – цитату Льва Толстого… Он назвал музыку стенографией чувств, через 100 с лишним лет так озаглавили основной и единственный биеннальный проект, возможно, помня о том, что прошлый смотр позвали делать оперного режиссера Дмитрия Чернякова. В смысле изобразительного искусства тогда вышло не очень, но у нынешней биеннале куратора, похоже, впервые не нашлось вовсе. На сайте, где теперь можно получить какое-то представление о неоткрывшейся выставке, поименована биеннальная команда, чуть более 10 человек, от руководителя Юлии Музыкантской до пиар-менеджеров.
«Общий бюджет проекта – чуть более 30 млн руб., и это из нескольких источников. Биеннале, как и все коллеги, лишилась двух спонсоров весной. Субсидия Минкульта в этом году составила 8,7 млн руб. Приблизительно как и в прошлый раз. Грант ПФКИ (Президентский фонд культурных инициатив) – около 10 млн руб. Сколько было от спонсоров – в каждом договоре прописано, что не разглашаем. Но общая сумма менее 20 млн руб., но более 10 млн руб.» – это комментарий пресс-службы биеннале, которая в итоге состоит из 16 разделов, заполненных работами 24 художников и творческих объединений.
Проект развивается, по названию глав – от «Напряжения» к «Покою», конечно, через веру-надежду-любовь. Почему здесь оказался Сергей Бугаев Африка, из андеграунда перешедший на официальную сторону, в частности, в 2012-м ставший доверенным лицом Путина, понятно. Его «Память» показывает снесенные в последние годы памятники, согласно комментарию, «большая часть из них – мемориалы воинам-освободителям» в Прибалтике и Украине. Посыл комментировать излишне, но любопытно, что материал, как здесь указано, собран даже не самим художником, а волонтером биеннале «в открытых источниках». Почему здесь сделан акцент на том, что Анастасия Дейнека родилась в Донецке, а Аделина Шабанова в Луганске (о других участниках никаких биографических данных нет), тоже очевидно.
Биеннале мешает художников, мягко говоря, очень разной направленности, от Бугаева до Марины Беловой и Алексея Политова, Платона Инфанте и Дарьи Коноваловой-Инфанте, Евгении Буравлевой. Так что удивляться, что в этом собрании оказался и Даши Намдаков, уже не приходится.
Вообще «Напряжение» интригует тут больше всего, в этом разделе собраны объекты, связанные с техникой, звуком, интерактивностью, вопросами воздействия на человека, вопросами управления случайностью, – виртуальный формат все это редуцирует/расширяет до возможностей зрительской фантазии. Так что и обнимать тотем в целях освобождения от напряжения, как предлагает Ксения Сидорова в «Инстинкте пробуждения», остается виртуально.
У «Стенографии чувств» нет не только куратора, но и манифеста, обращения (за вычетом толстовских слов) к потенциальной публике, и в целом она выглядит собранием работ, а не связной историей. Идея перечислить чувства вместо того, чтобы задать актуальные вопросы, уводит выставку от традиционного биеннального формата все дальше. Но команда устроителей к зрителю милосердна – ему уготован «Покой», цитата: «Инсталляция, где зрители могут посидеть, подумать и расслабиться», синее небо с белыми облаками и видеопроекция с широкой речкой да поющими птицами в работе Анастасии Дейнека и Саши Купаляна. Это уже после «кульминационного зала» «Свет»: в черной-черной комнате выставлен образ апостола Петра кисти ван Дейка, 1618 год (!). «Автор проекта и владелец работы Дмитрий Володин визуализировал свое понимание и света духовного, и света искусства с большой буквы»… Опешив, тут же спохватываешься и не слишком удивляешься «Покою».