0
4327
Газета Культура Печатная версия

11.12.2022 18:14:00

Русские театры за рубежом как политическая надежда

РФ пытается найти новых союзников в международном культурном сотрудничестве

Тэги: культура, санкции, русские театры, международное сотрудничество, проблемы, круглый стол, гитис, рфк, снг

Все статьи по теме "Санкционные войны"

On-Line версия

культура, санкции, русские театры, международное сотрудничество, проблемы, круглый стол, гитис, рфк, снг Все участники круглого стола говорили о нехватке кадров. Фото Елизаветы Рощиной

Сегодня на фоне оскудения дипломатических контактов международное сотрудничество в сфере культуры жестко ограничено «дружественными странами». Но логистическая связь с ними, если иметь в виду Китай, Индию, Латинскую Америку и др., естественно, сложнее, чем раньше была с Западной Европой. Не каждая российская институция может позволить себе столь дорогое приглашение труппы из этих стран, например, на фестиваль или творческий гастрольный обмен.

Единственный выход из санкционного положения – вспомнить про бывшие национальные республики Советского Союза. Не случайно все международные фестивали в России с февраля сразу стали искать замены именно там и только так и оправдывали свой нелокальный статус, а значит, получали возможность подчеркнуть преодоление изоляции. Активно разрабатывает тематическое направление работы, в частности, Александринский театр. С одной стороны, другая страна, другая национальность, иной колорит, традиции, с другой – постсоветское пространство все еще крепко связано. Все бывшие национальные республики сегодня продолжают дело, начатое советской властью, – в них работают русские драматические театры. Действительно, институции уникальные, но давно подзабытые родиной. И теперь у России возникает идея вновь окормлять ближнее зарубежье. Впрочем, сие внезапное культуртрегерство не скрывает политической мотивации: укрепление «русского мира» сейчас является в государственной повестке задачей номер один. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Именно так, с политическим оттенком звучала и тема круглого стола, который провели Российский институт театрального искусства – ГИТИС и Российский фонд культуры: «Русские театры за рубежом – полпреды российской культуры». На дискуссию в Москве были приглашены директора и худруки русских театров Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Армении, Абхазии.

Ранее русскими театрами за рубежом из России систематически занимались только редкие энтузиасты – «дипломат от театра» Валерий Шадрин в Международной конфедерации театральных союзов, его память почтили на круглом столе минутой молчания. Или Сергей Шуб, директор петербургского театра «Балтийский дом», который 25 лет проводит Международный театральный фестиваль стран СНГ «Встречи в России» вместе с Россотрудничеством. Шуб выступил на дискуссии с дельным предложением помочь взаимодействию национальных и русских театров. Тему взаимодействия титульной нации и русских упомянул и Ираклий Хинтба – директор Русского театра в Абхазии. Например, в Казахстане на 21 национальный театр приходится больше 10 русских театров, но зрительское предпочтение отдается все-таки национальным, и русские театры должны искать стратегии выживания. Впрочем, бывает и наоборот, заверил Карен Нерсисян, худрук русского театра Еревана, подчеркнувший особо уважительное отношение к работе театра с русским репертуаром в столице Армении.

Как раз на фестивале «Встречи в России» весной 2022-го и было впервые объявлено представителями Минкульта, что со следующего года в федеральном бюджете будут предусмотрены средства на создание постановок и закупку нового современного оборудования (определена потребность 12 театров из 8 стран) – именно эти графы расходов практически отсутствуют в бюджетах русских театров за рубежом. Все эти 30 лет русские театры маргинализировались из-за финансирования в отделившихся странах по остаточному принципу и отсутствия приоритетного внимания. Теперь на круглом столе было объявлено о еще одном решении: «Русские сезоны» (госпроект в 2023 году будет проведен как раз на территории Узбекистана и Казахстана, тогда как ранее география была европейская) выделят дополнительный грант на постановочные расходы и техническое оснащение таких театров.

Но есть и более комплексная проблема – кадровый голод. Отсутствие высококлассных специалистов узких театральных профессий, когда-то решавшееся «распределением». Эту проблему сегодня проанализировал и начал исправлять ГИТИС в рамках спецпроекта «Русская театральная школа за рубежом», организовывая выезд творческих команд выпускников ГИТИСа на постановки – режиссеров, хореографов, сценографов, художников по свету из Школы-студии МХАТ (редчайшая профессия для многих стран СНГ). Выпуск спектакля, таким образом, не только пополняет репертуар, но и является повышением квалификации для местных актеров. Несмотря на работу театральных академий в странах СНГ, театры крайне нуждаются в «молодой крови» и без помощи извне не могут заманить к себе даже режиссеров, потому что зарплаты и гонорары низкие, да и фондом служебного жилья мало кто из учреждений располагает. Но и с актерской профессией не все так гладко: зачастую труппы сегодня составляют выходцы из коренного населения стран, прекратился выпуск русских актерских курсов в местных театральных вузах, на обычном наборе на 10 студентов может приходиться только три этнических русских, то есть нарастает проблема чистоты русского языка на сцене.

Однако неудивительно, что националистические взгляды на этих далеких островках русской культуры достаточно сильны – такое «побочное явление» отстаивания своих интересов. Неоднократно на круглом столе поднималась тема «стыдно или не стыдно сегодня быть русским театром». «А нам не стыдно», – как кулаком по столу стукнул, сказал Сергей Ковальчик, художественный руководитель минского Театра им. Горького (когда-то Первого русского театра БССР), его энергично поддержал коллега из Казахстана Юрий Ивлев, директор русского драмтеатра Костаная. Два руководителя даже взялись спорить, у кого посещаемость больше, как лучше мерить – в процентах заполняемости зала или в количестве сыгранных спектаклей в неделю. Ведь это отражает востребованность у русскоязычной аудитории! И, кажется, с этим у жаждущих развиваться театров проблем почти не бывает.

Но объединяет русские театры, например, Средней Азии и Кавказа не только язык, но и традиции русской театральной школы, которые закладывали русские театральные деятели как в начале прошлого века, так и во времена эвакуации в годы войны. Систему Станиславского увозили с собой, как известно, и эмигранты. Сегодня вновь актуализируется память о глубине ее распространения, не знавшей когда-то языковых и национальных границ. Удивительный рассказ Елены Костич, профессора Академии искусств Университета Баня-Луки Республики Сербской и ученицы народного артиста СССР Владимира Андреева, об актере Художественного театра Юрии Ракитине, товарище Мейерхольда, уехавшем после революции и приглашенном в Югославию преподавать актерское мастерство и работать над развитием и заложением основ современного сербского театра, прозвучал тому подтверждением. 


Читайте также


Санкционный рывок под руководством Варшавы

Санкционный рывок под руководством Варшавы

Какие новые меры давления на Москву готовит Евросоюз

0
953
2. Россия легализовала майнинг

2. Россия легализовала майнинг

Криптовалюта поможет противодействовать ограничениям в отношении ТЭК

0
1197
3. Изгнание российских физиков из ЦЕРН

3. Изгнание российских физиков из ЦЕРН

Рассчитывать на всемирный интернационал ученых больше не приходится

0
1014
3. Романтик театра Римас Туминас

3. Романтик театра Римас Туминас

Знаменитый деятель культуры, режиссер из Литвы, плодотворно работал в России

0
1013

Другие новости