0
3251
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2022 16:25:00

В Театре Сац спели о Радости, Печали и Мудрости

В рамках проекта RE-Конструкция прозвучала неизвестная оратория Генделя

Тэги: театр, детский театр, театр сац


театр, детский театр, театр сац На фото солисты Татьяна Ханенко и Руслан Юдин. Фото пресс-службы театра

В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац продолжается проект, созданный, по словам руководства, как «художественный ответ на капитальный ремонт здания». Вот уже больше года публика становится свидетелем едва ли не исторических событий – российских и мировых премьер раритетов, музыкально-театральных сочинений, звучащих в фойе театра. Преимущественно из сферы так называемой современной академической музыки – совсем недавно, скажем, здесь получила новую жизнь опера Эдисона Денисова «Три девушки». Но на этот раз режиссер, неутомимый энтузиаст Георгий Исаакян решил поставить авангард на паузу и заглянул вглубь веков, в эпоху барокко. Солисты, хор и оркестр театра Сац под управлением дирижера Артема Макарова исполнили фактически неизвестную у нас ораторию Георга Фридриха Генделя «О радости, печали и мудрости» (L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato).

В оригинале ода-оратория звучит как «Веселый, Задумчивый и Умеренный», но в театре Сац предпочли более свободный перевод – это коснулось и стихотворений английского поэта Джона Мильтона (автор русского текста, увы, остался неизвестным). Премьера оратории состоялась в 1740 году в Лондоне, снискала огромный успех публики, продолжив чествование Генделя в английской столице. Смысл оратории «О радости, печали и мудрости» – уже в названии: аллегорические персонажи Радость, Печаль, Меланхолия, Умеренность и Мудрость спорят между собой, кто из них важнее на свете, и что дает каждое из этих чувств человеку. В эпоху Генделя столь философско-морализующие повествования были нормой, никто не удивлялся пафосным речам музыкантов-актеров, но сегодня эти трехчасовые диалоги воспринимаются с большим трудом (неудивительно, что в редакции театра Сац оратория предстала в сокращенном варианте). Музыка Генделя – удивительный образец синтеза жанров, обнаруживающий себя по ходу действия: это и оратория (хоровые части чередуются с сольными), и опера (вокалисты поют в чувственно-театральной манере) и даже концерт (многие арии написаны в сопровождении сольных инструментов). Нельзя сказать, что ораториальное творчество Генделя у нас находится в забвении, но то, что Исаакян обратился к такой интереснейшей и редко исполняемой партитуре, безусловно, говорит само за себя.

Оратория «О радости, печали и мудрости» – это целая энциклопедия вокальных приемов эпохи барокко, настоящий аттракцион для музыкантов. Гендель сделал все, чтобы спеть эти пассажи и фиоритуры было крайне сложно – здесь необходимо и понимание стиля, и тщательная подготовка, и, конечно, большой опыт исполнения такой музыки. К сожалению, оратория оказалась солистам театр Сац не по зубам, многое не удалось. Лирический тембр Татьяны Ханенко (Печаль) больше подходил под русские оперы, нежели под ораторию в итальянском стиле, впрочем, такое прочтение диссонанса не вызвало. Нелегко пришлось исполнительнице роли Радости – Олесе Титенко: в ее партии сконцентрировались все самые труднейшие вокальные изыски: безупречно преодолеть их мог, наверное, только специалист музыки Генделя. Мужской состав – теноры Руслан Юдин (Меланхолия) и Сергей Петрищев (Веселье), бас Алексей Красовский (Мудрость) также звучал крайне нестабильно, особенно, в быстрых частях. Лишь бас-баритон Илья Варанкин умеренно и уверенно выступил в образе Умеренности, радуя чистотой интонации и качественным произношением английского текста. В ансамблях же певцы гармонировали друг с другом, чувствовали себя свободнее, сливаясь в единое целое с оркестром.

К исполнению оратории был приглашен главный дирижер Башкирского театра оперы и балета Артем Макаров (весной он с большим успехом представил здесь оперу Хиндемита «Нуш-Нуши»). Под его руководством оркестр театра Сац звучал стройно и легко, с барочным изяществом, создавая и деликатный аккомпанемент солистам, и выходя на авансцену в инструментальных симфонических монологах. Прекрасно проявили себя и концертирующие исполнители, которые устраивали целое виртуозное состязание с голосами певцов – Сергей Сучков (флейта), Иван Паисов и Дмитрий Кононок (гобой), Игорь Егоров (валторна), Иван Зуев и Мирзахмят Айнетдинов (труба). А что касается спора, заявленного с самого начала в тексте оратории, то победил Разум – он незримо и объединил персонажей в финале оратории.


Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2025
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
7003
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
3243
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5362

Другие новости