0
5669
Газета Культура Печатная версия

01.12.2022 18:12:00

Обреченные, но не смирившиеся

"Терезин-квартет" – обращение к черным страницам истории человечества, которые были озарены светом музыки

Тэги: нижегородский театр, балетная премьера, терезин квартет, театральная критика


нижегородский театр, балетная премьера, терезин квартет, театральная критика Хореографы отказались в этом опыте от конкретных сюжетов, скорее стремились передать ощущения. Фото © Нижегородский театр оперы и балета

Нижегородский театр оперы и балета представил в концертном зале Пакгаузы на Стрелке мировую балетную премьеру «Терезин-квартет». Постановка посвящена узникам концентрационного лагеря Терезиенштадт, где в годы Второй мировой войны погибли и откуда были депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти тысячи и тысячи человек.

Для балетной труппы, как и для публики Нижнего Новгорода, привычен классический репертуар – сказки, мелодрамы, романтические истории любви. Худрук театра Алексей Трифонов, автор идеи и музыкальный руководитель нового проекта, сделал радикальный поворот к современной хореографии и совсем другим темам.

Концлагерь и еврейское гетто в чешском Терезине – в своем роде потемкинские деревни. Показушников хватает везде вне зависимости от политического режима и степени оскотинивания. Надо же было наци предъявить что-то инспекторам Красного Креста. Терезиенштадт славился «творческим контингентом». Здесь ставили спектакли (в том числе детскую оперу «Брундибар», большинство ее участников взрослыми так и не стали), снимали кино (в том числе пропагандистский фильм «Фюрер дарит евреям город»), сочиняли и исполняли музыку. Здесь коллекционировали таланты. Разных возрастов, разного происхождения. Только вот годы смерти у всех талантов оказались близки – начало и середина 40-х.

Эту тему предложили в Нижегородском театре четверым современным хореографам, чьи имена в России хорошо известны: Алессандро Каггеджи, Татьяна Баганова, Максим Петров, Александр Сергеев. Гораздо меньше знакомы отечественной публике имена и творчество композиторов, чью музыку Алексей Трифонов мечтал подарить слушателям уже много лет. Для хореографов он выбрал произведения для струнного квартета Павла Хааса (Струнный квартет № 3, ор. 15, 1938), Ханса Красы (Струнный квартет, ор. 2, 1921), Гидеона Кляйна (Партита для струнных, 1944), Эрвина Шульхофа (Пять пьес для струнного квартета, 1923).

Все композиторы – чешские  евреи, погибшие в немецких концлагерях. Кляйн, Хаас и Краса были отправлены в Терезин, а оттуда – на смерть в Освенцим или Фюрстенгрубе. Шульхоф умер в лагере Вюльцбург.

Их музыка, признается инициатор проекта, поразила его тем, что «это – оголенный нерв. Каждую секунду происходит какое-то новое музыкальное событие, а музыка концентрирована в каждой секунде». «Терезин-квартет» – это обращение к черным страницам истории человечества, которые были озарены светом музыки. Именно искусство дает шанс подняться над реальностью, показать победу духа, который не сломают никакие лишения. Поэтому наш спектакль – напоминание о том, что при любых обстоятельствах самое важное – ценить жизнь. Два состава струнного квартета солистов оркестра La Voce Strumentale проделали огромную работу для того, чтобы чисто сыграть эту сложнейшую для исполнения музыку, чтобы найти в ней правильные смысловые акценты и сопоставить их с работой хореографов», – говорит Алексей Трифонов.

«Терезин-квартет» – не вечер одноактных балетов, а единый спектакль. Он начинается, когда музыканты в черных жилетах и артисты в лапсердаках и капелюшах со своим нехитрым скарбом проходят на сцену через замерший во тьме зрительный зал. Они будто бы и нас вовлекают в свой круг – круг обреченных, но не смирившихся. Оказавшись же на сцене, отдаляются от нас, уходят из реального мира, подернутые тленом. Прах к праху…

В единую «раму» действо забрано стараниями художника-постановщика Этель Иошпы, художника по свету Станислава Свистоновича и видеохудожника Игоря Домашкевича. Базовый черный то и дело обращается в пепельный – от жемчуга до графита, осыпается золой – то не успевшей еще остыть, вздрагивающей затухающими угольками,то тяжелой, холодной, мертвой.

Хореографы отказались в этом опыте от конкретных сюжетов. Скорее стремились передать ощущения. Получилось не у всех равнозначно. Выразительнее остальных, как и следовало ожидать, у Багановой.

Четверо артистов, две пары в движении и взаимодействии. Были в детстве такие куколки на подставке с педалькой. Внутри ножек – ниточки. Нажимаешь снизу на педальку с разных сторон, и куколка пляшет как-то нелепо. Как будто плясать ей вовсе не хочется, но неведомая сила, не из ее тела исходящая, неодолимый импульс, не ее разумом испускаемый, заставляют. Что-то подобное ощущается в танце багановских персонажей. Как жестко руководит людьми чужая воля. 


Читайте также


Спектакль "Любовь д’Артаньяна" закрыл сезон Нижегородского оперного театра

Спектакль "Любовь д’Артаньяна" закрыл сезон Нижегородского оперного театра

Марина Гайкович

Мушкетеры на Волге

0
9052
Экс-прима Большого Мария Александрова станцевала Пиковую даму

Экс-прима Большого Мария Александрова станцевала Пиковую даму

Наталия Звенигородская

Мировая премьера балета по пушкинской повести создана по заказу Нижегородского театра оперы и балета

0
5647

Другие новости