0
4155
Газета Культура Печатная версия

06.11.2022 20:10:00

В списках не значатся. "Золотая маска" объявила номинантов

Тэги: театральная премия, золотая маска, номинации, лауреаты


театральная премия, золотая маска, номинации, лауреаты Лауреатов назовут 22 апреля. Фото агентства «Москва»

Номинанты на премию сезона 2021/22 года были не объявлены, а опубликованы на сайте российской национальной театральной премии «Золотая маска». Самым заметным решением экспертов стало то, что в конкурсе драматического театра не оказалось двух самых главных номинаций. В категории «Драма / работа режиссера» «по решению учредителя премии Союза театральных деятелей номинанты не выдвигаются», а кандидаты в номинации «Драма / работа драматурга» «не представлены ввиду отсутствия конкурса», формально причина в том, что в основном конкурсе нет спектаклей по современным пьесам.

Однако оба беспрецедентных решения премии, которые были ожидаемы ввиду давления учредителя и Минкульта в сложившейся обстановке, потрясли и в очередной раз раскололи российское театральное сообщество. Тем более что идея провести в этом сезоне фестиваль лучших спектаклей без конкурса так и не была поддержана. Одна часть выступила с жестким осуждением такого компромисса, ведь таким образом «отменяется» и сам профессиональный вклад режиссеров, и, по сути, люди, которые стоят за созданием конкретных спектаклей (а в практику российских театров уже входят программки и афиши с анонимным авторством). Но именно ради сохранения самих произведений, как убеждена иная часть театральных деятелей, и была принесена данная «жертва».

В конкурсе, таким образом, представлены спектакли негласно запрещенных режиссеров и драматургов, имена которых теперь открыто не фигурируют: московские «Война и мир» Римаса Туминаса (Театр им. Евг. Вахтангова), «Костик» Дмитрия Крымова (Театр им. А.С. Пушкина), «Р» «Сатирикона», с афиши которого снято имя автора инсценировки Михаила Дурненкова; петербургский «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Театра им. Ленсовета в постановке Бориса Павловича (также в конкурсе «Эксперимент» одна из частей его перформативного «проекта-грибницы» «Лес») и новосибирская «Дикая утка» Тимофея Кулябина театра «Красный факел».

На «Большую форму» в «Драме» также номинирован спектакль Андрея Могучего с Ниной Усатовой в главной роли – «Материнское сердце» БДТ. Эта постановка вместе с московской «Войной и миром» стали лидерами по количеству частных номинаций – для актеров и художников. Для режиссера Петра Шерешевского сезон оказался плодовитым – номинированы три его постановки («Макбет» Новокузнецкого театра, «Мария Стюарт» МТЮЗа и «Атилла» «Чехов-центра» из Южно-Сахалинска). Список разбавляют режиссеры-дебютанты Антон Федоров («Морфий» Псковского театра драмы; его номинация есть и в «Малой форме» – «Ребенок» Камерного театра Воронежа) и Роман Габриа за «Каренина. А» Тюменского БДТ.

В «Малой форме» Москва заняла две позиции, обе с независимыми театрами – «Shoot / Get Treasure / Repeat» Мастерской Брусникина и «Капиталом» Камерного театра «Среда 21». Появились новые «игроки» для премии – иркутский независимый театр «Новая драма» и молодежная муниципальная студия-театр «Доминанта» из Пермского края. Из театров с репутацией номинированы «Анна Каренина» новосибирского театра «Старый дом», где действие полностью перенесено в современность, и «Серотонин» петербургского «Приюта комедианта» – оба в постановке Андрея Прикотенко.

В ситуации вычеркивания имен, спектаклей (например, в нынешний конкурс не могли войти премьеры по пьесам Ивана Вырыпаева, так как их с весны снимали с репертуаров), да и целых театров особое значение приобретает лонг-лист. В нем отмечены спектакли, некоторые из них уже нельзя увидеть – к примеру, «Я не участвую в войне» Гоголь-центра, «Декамерон» Кирилла Серебренникова в копродукции с Германией, «Русская смерть» Дмитрия Волкострелова Центра им. Мейерхольда. А также выделены две постановки по пьесе «Горка» драматурга Алексея Житковского, который подвергается преследованию Центра «Э».

В конкурсе «Эксперимент» представлены широкая география и принадлежность. От Тюмени до Тулы, от Бинарного Биотеатра до Лаборатории современного искусства. В «Куклах» традиционно лидируют помимо столицы Екатеринбург и Петрозаводск, но номинирован и барнаульский кукольный театр. За звание «Лучший спектакль Театра кукол» будет бороться и постановка «Я – Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли, созданная на стыке драматического и кукольного театров.

Представляя итоги работы экспертов по музыкальному театру, стоит отметить несколько моментов. Безусловно, сезон был бы куда более мощным, не отменись «Искусство фуги» и «Хованщина» в Большом театре, вечер современной хореографии в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Да и сегодняшние обстоятельства сказались на списке финалистов: отдельные театры сняли заявки, некоторые артисты уволились и больше не принимают участия в исполнении спектаклей, что не позволяет обсуждать номинации по существующему в «Золотой маске» положению о работе экспертного совета.

Сложился компактный, но в целом показательный шорт-лист. Географически выделяется разве что Петрозаводск (опера «Паяцы» в постановке Анны Осипенко), чьи спектакли попадают в номинанты премии нечасто. В остальном без сюрпризов – акцент на Пермь, чьи спектакли есть в оперной («Евгений Онегин», «Комедия на конец времени» – продукция Дягилевского фестиваля) и мюзикловой («Три товарища») номинации, Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск.

Лучшие спектакли в опере отражают тенденцию последнего времени и объединяют спектакли большой формы («Мертвый город» в Новой опере, «Аида» в «Геликон-опере», уже названные «Паяцы» и «Евгений Онегин») и экспериментальные проекты, где музыка играет ключевую роль. В некоторой степени программным для этой номинации стал спектакль Curiosity – опера Николая Попова в постановке Алексея Смирнова, – частью решения которого стала дискуссия «что такое опера сегодня и как ее ставить». Обилие смешанных, синтетических форм, неразрывно связанное и порождаемое развитием театра, ставит экспертов в тупик: даже номинация «Эксперимент» стала тесной, что говорить о консервативном делении на оперу, балет, современный танец и оперетту/мюзикл.

В оперетту/мюзикл при отсутствии собственно классической оперетты год из года попадают музыкальные спектакли – драматические по форме, но с мощным музыкальным включением и даже музыкальным решением (по сути, такова «Антигона», лауреат «Золотой маски»–2022). Вместе с великими и неизвестными образцами западного мюзикла («Онегин» Театра на Таганке, «Кабаре» Театра наций, «Маленькая серенада» Свердловской музкомедии) в шорт-листе «Великий Гэтсби» Владимира Баскина (Музыкальный театр, Новосибирск), премьера мюзикла Евгения Загота «Три товарища» (Театр-Театр, Пермь) и «Вишневый сад» («Независимый театральный проект»), выполненный в технике саундрамы.

В балете – пример кропотливой стилизации балета «Катарина, или Дочь разбойника» (Красноярск), четыре постановки современных российских хореографов в проекте «L.A.D.» (Екатеринбург), посвященном композитору Леониду Десятникову и вдохновленном его музыкой, блистательная «Танцемания» Вячеслава Самодурова (Большой театр) и прокофьевские «Ромео и Джульетта» (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) в прочтении режиссера Константина Богомолова.

Современный танец представлен работами, сосредоточенными на исследовании выразительных возможностей пластики. Это постановки хореографов, замеченных в поле притяжения «Золотой маски» – Ксения Михеева, Татьяна Чижикова, Ольга Цветкова, среди дебютов – Ольга Васильева из Петербурга («Адам и Ева») и дуэт Марии и Марселя Нуриевых из Казани («ДОР»).

С современным танцем связаны новшества в композиторской номинации. Экспертный совет позволил себе выделить саундтреки, созданные в импровизационной манере («ДОР» и «Дробный ход»), а также отметил тенденцию, когда звуковая часть перестает быть подчиненной в пластическом спектакле, а становится самоценной партитурой (Олег Гудачев, «Место, которого еще не было»; Вангелино Курентзис, «Soulwhirl»). Вместе с этим композиторская номинация – одна из самых роскошных за последние годы, не только количественно, но и качественно. Это виртуозная пьеса Юрия Красавина для «Танцемании», масштабная работа Петра Поспелова по превращению двух строчек скрипичного репетитора Цезаря Пуни в масштабную трехчасовую партитуру «Катарины».

Остается держать кулаки и надеяться на то, что все отмеченные экспертами спектакли сыграют на фестивале. 


Читайте также


Национальная театральная премия начинает новую жизнь

Национальная театральная премия начинает новую жизнь

Елизавета Авдошина

Будущий формат организации фестиваля "Золотая маска" пока остается под вопросом

0
4960
В зоне интересов "Оскара-2024" оказался "Оппенгеймер"

В зоне интересов "Оскара-2024" оказался "Оппенгеймер"

Наталия Григорьева

Кристофер Нолан, его фильм и снявшиеся в нем актеры стали лучшими

0
7185
Изабель Юппер сыграла учительницу

Изабель Юппер сыграла учительницу

Алиса Сафонова

В конкурсе Берлинале социальное послание победило искусство

0
9359
"Золотая маска" в 2024 году уходит из Москвы

"Золотая маска" в 2024 году уходит из Москвы

Компромисс это или изменение формата – покажет время

0
8012

Другие новости