Лауреатов назовут 22 апреля. Фото агентства «Москва»
Номинанты на премию сезона 2021/22 года были не объявлены, а опубликованы на сайте российской национальной театральной премии «Золотая маска». Самым заметным решением экспертов стало то, что в конкурсе драматического театра не оказалось двух самых главных номинаций. В категории «Драма / работа режиссера» «по решению учредителя премии Союза театральных деятелей номинанты не выдвигаются», а кандидаты в номинации «Драма / работа драматурга» «не представлены ввиду отсутствия конкурса», формально причина в том, что в основном конкурсе нет спектаклей по современным пьесам.
Однако оба беспрецедентных решения премии, которые были ожидаемы ввиду давления учредителя и Минкульта в сложившейся обстановке, потрясли и в очередной раз раскололи российское театральное сообщество. Тем более что идея провести в этом сезоне фестиваль лучших спектаклей без конкурса так и не была поддержана. Одна часть выступила с жестким осуждением такого компромисса, ведь таким образом «отменяется» и сам профессиональный вклад режиссеров, и, по сути, люди, которые стоят за созданием конкретных спектаклей (а в практику российских театров уже входят программки и афиши с анонимным авторством). Но именно ради сохранения самих произведений, как убеждена иная часть театральных деятелей, и была принесена данная «жертва».
В конкурсе, таким образом, представлены спектакли негласно запрещенных режиссеров и драматургов, имена которых теперь открыто не фигурируют: московские «Война и мир» Римаса Туминаса (Театр им. Евг. Вахтангова), «Костик» Дмитрия Крымова (Театр им. А.С. Пушкина), «Р» «Сатирикона», с афиши которого снято имя автора инсценировки Михаила Дурненкова; петербургский «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Театра им. Ленсовета в постановке Бориса Павловича (также в конкурсе «Эксперимент» одна из частей его перформативного «проекта-грибницы» «Лес») и новосибирская «Дикая утка» Тимофея Кулябина театра «Красный факел».
На «Большую форму» в «Драме» также номинирован спектакль Андрея Могучего с Ниной Усатовой в главной роли – «Материнское сердце» БДТ. Эта постановка вместе с московской «Войной и миром» стали лидерами по количеству частных номинаций – для актеров и художников. Для режиссера Петра Шерешевского сезон оказался плодовитым – номинированы три его постановки («Макбет» Новокузнецкого театра, «Мария Стюарт» МТЮЗа и «Атилла» «Чехов-центра» из Южно-Сахалинска). Список разбавляют режиссеры-дебютанты Антон Федоров («Морфий» Псковского театра драмы; его номинация есть и в «Малой форме» – «Ребенок» Камерного театра Воронежа) и Роман Габриа за «Каренина. А» Тюменского БДТ.
В «Малой форме» Москва заняла две позиции, обе с независимыми театрами – «Shoot / Get Treasure / Repeat» Мастерской Брусникина и «Капиталом» Камерного театра «Среда 21». Появились новые «игроки» для премии – иркутский независимый театр «Новая драма» и молодежная муниципальная студия-театр «Доминанта» из Пермского края. Из театров с репутацией номинированы «Анна Каренина» новосибирского театра «Старый дом», где действие полностью перенесено в современность, и «Серотонин» петербургского «Приюта комедианта» – оба в постановке Андрея Прикотенко.
В ситуации вычеркивания имен, спектаклей (например, в нынешний конкурс не могли войти премьеры по пьесам Ивана Вырыпаева, так как их с весны снимали с репертуаров), да и целых театров особое значение приобретает лонг-лист. В нем отмечены спектакли, некоторые из них уже нельзя увидеть – к примеру, «Я не участвую в войне» Гоголь-центра, «Декамерон» Кирилла Серебренникова в копродукции с Германией, «Русская смерть» Дмитрия Волкострелова Центра им. Мейерхольда. А также выделены две постановки по пьесе «Горка» драматурга Алексея Житковского, который подвергается преследованию Центра «Э».
В конкурсе «Эксперимент» представлены широкая география и принадлежность. От Тюмени до Тулы, от Бинарного Биотеатра до Лаборатории современного искусства. В «Куклах» традиционно лидируют помимо столицы Екатеринбург и Петрозаводск, но номинирован и барнаульский кукольный театр. За звание «Лучший спектакль Театра кукол» будет бороться и постановка «Я – Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли, созданная на стыке драматического и кукольного театров.
Представляя итоги работы экспертов по музыкальному театру, стоит отметить несколько моментов. Безусловно, сезон был бы куда более мощным, не отменись «Искусство фуги» и «Хованщина» в Большом театре, вечер современной хореографии в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Да и сегодняшние обстоятельства сказались на списке финалистов: отдельные театры сняли заявки, некоторые артисты уволились и больше не принимают участия в исполнении спектаклей, что не позволяет обсуждать номинации по существующему в «Золотой маске» положению о работе экспертного совета.
Сложился компактный, но в целом показательный шорт-лист. Географически выделяется разве что Петрозаводск (опера «Паяцы» в постановке Анны Осипенко), чьи спектакли попадают в номинанты премии нечасто. В остальном без сюрпризов – акцент на Пермь, чьи спектакли есть в оперной («Евгений Онегин», «Комедия на конец времени» – продукция Дягилевского фестиваля) и мюзикловой («Три товарища») номинации, Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск.
Лучшие спектакли в опере отражают тенденцию последнего времени и объединяют спектакли большой формы («Мертвый город» в Новой опере, «Аида» в «Геликон-опере», уже названные «Паяцы» и «Евгений Онегин») и экспериментальные проекты, где музыка играет ключевую роль. В некоторой степени программным для этой номинации стал спектакль Curiosity – опера Николая Попова в постановке Алексея Смирнова, – частью решения которого стала дискуссия «что такое опера сегодня и как ее ставить». Обилие смешанных, синтетических форм, неразрывно связанное и порождаемое развитием театра, ставит экспертов в тупик: даже номинация «Эксперимент» стала тесной, что говорить о консервативном делении на оперу, балет, современный танец и оперетту/мюзикл.
В оперетту/мюзикл при отсутствии собственно классической оперетты год из года попадают музыкальные спектакли – драматические по форме, но с мощным музыкальным включением и даже музыкальным решением (по сути, такова «Антигона», лауреат «Золотой маски»–2022). Вместе с великими и неизвестными образцами западного мюзикла («Онегин» Театра на Таганке, «Кабаре» Театра наций, «Маленькая серенада» Свердловской музкомедии) в шорт-листе «Великий Гэтсби» Владимира Баскина (Музыкальный театр, Новосибирск), премьера мюзикла Евгения Загота «Три товарища» (Театр-Театр, Пермь) и «Вишневый сад» («Независимый театральный проект»), выполненный в технике саундрамы.
В балете – пример кропотливой стилизации балета «Катарина, или Дочь разбойника» (Красноярск), четыре постановки современных российских хореографов в проекте «L.A.D.» (Екатеринбург), посвященном композитору Леониду Десятникову и вдохновленном его музыкой, блистательная «Танцемания» Вячеслава Самодурова (Большой театр) и прокофьевские «Ромео и Джульетта» (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) в прочтении режиссера Константина Богомолова.
Современный танец представлен работами, сосредоточенными на исследовании выразительных возможностей пластики. Это постановки хореографов, замеченных в поле притяжения «Золотой маски» – Ксения Михеева, Татьяна Чижикова, Ольга Цветкова, среди дебютов – Ольга Васильева из Петербурга («Адам и Ева») и дуэт Марии и Марселя Нуриевых из Казани («ДОР»).
С современным танцем связаны новшества в композиторской номинации. Экспертный совет позволил себе выделить саундтреки, созданные в импровизационной манере («ДОР» и «Дробный ход»), а также отметил тенденцию, когда звуковая часть перестает быть подчиненной в пластическом спектакле, а становится самоценной партитурой (Олег Гудачев, «Место, которого еще не было»; Вангелино Курентзис, «Soulwhirl»). Вместе с этим композиторская номинация – одна из самых роскошных за последние годы, не только количественно, но и качественно. Это виртуозная пьеса Юрия Красавина для «Танцемании», масштабная работа Петра Поспелова по превращению двух строчек скрипичного репетитора Цезаря Пуни в масштабную трехчасовую партитуру «Катарины».
Остается держать кулаки и надеяться на то, что все отмеченные экспертами спектакли сыграют на фестивале.