0
3858
Газета Культура Печатная версия

01.11.2022 19:05:00

В Новом Манеже появилась театральная афиша

В столице запустили открытую сцену для частных трупп

Тэги: открытая сцена, театр, арт платформа, новый манеж, стив джобс


открытая сцена, театр, арт платформа, новый манеж, стив джобс Сцена из спектакля «Сочинение про Джобса». Фото с сайта www.jobstheatre.ru

«Арт-платформа» находится в Новом Манеже. Как продюсерский центр проект существует давно, но с переездом в Георгиевский переулок площадка полноценно запустилась в центре столицы. Раньше в Новом Манеже проводились только выставки, сейчас правая часть также отдана под временные экспозиции, а левая – уже полностью под театр.

Открытое театральное пространство задумано как «ресурсный центр» для «системной поддержки независимых театральных проектов» и финансируется из городского бюджета. Год площадку оснащали светом, звуком, залом-амфитеатром на 160 мест, который расставляется сообразно тройной конфигурации сцены-трасформера.

Быть независимым театром в России всегда дело рисковое, так как отечественная индустрия с советского времени больше заточена на государственные институции. А на фоне кризиса независимые проекты стали еще более уязвимы. И не только потому, что зачастую билеты в частный театр по понятным причинам отсутствия госкомпенсаций стоят дороже, а покупательская способность у широкой публики упала. Но и потому, что именно актеры и режиссеры независимых театров – обычно это молодые люди, жаждущие избежать репертуарной стагнации и поймать ветер творческой свободы, – не защищены социально вовсе. Так, например, в одном независимом театре в Петербурге сразу 10 сотрудников уехали из страны за последние месяцы. Другой театр в Северной столице, которая последние годы переживала бум появления независимых трупп, и вовсе закрылся, так как команда перестала видеть смысл заниматься искусством в это время в этом месте, а также была обеспокоена возможным давлением или преследованием.

По итогам первого конкурса московской «Арт-платформы» было отобрано из 30 заявок пять победителей, из них два спектакля вошли в текущую афишу. В остальное время площадка планирует работать также в формате опен-колла, куда могут прийти и презентовать свои проекты независимые коллективы, становясь резидентами площадки. Одним из критериев участия в постоянной афише уже после творческого отбора будет и рентабельность проката постановки. «Выстраивается рыночная история, если сыграли раз-два в минус, то вряд ли будут играть дальше. В этом смысле независимые проекты самые прозрачные», – говорит директор «Арт-платформы» Алексей Бошенков. Открытых театральных площадок для частных театров даже по всей России действительно по пальцам пересчитать. «Это будет одно из немногих мест в Москве, куда независимый театр может прийти со своим спектаклем и командой единомышленников. Но есть запросы и от театров государственных, которые не имеют своей площадки или хотят расширяться. «Геликон-опера» и балет «Москва» играли бы здесь с удовольствием свои спектакли», – рассказал «НГ» Бошенков.

Раньше в Москве существовал похожий проект «Открытая сцена», но без государственного финансирования долго не протянул. На коммерческой основе все-таки продолжает существовать подобная площадка в Петербурге – «Скороход», впрочем, переживающая периодами нелегкие времена. Поэтому идея на государственном уровне поддержать независимые проекты (главное подспорье, что театр избавлен тут от оплаты аренды) – крайне нужная, вот только, как это часто бывает, реализована с большим опозданием.

Расцвет независимых театров, когда их постановки становились новым витком в развитии российского театра в целом, потому что говорили на политические в том числе темы, идет на спад, и в связи с усилившимся цензурными скрепами очевидно, что на такой площадке «независимость» в ином значении понимать не стоит. Спектаклей Театра.Док, скажем, здесь явно не ждут. В афише же можно найти такие постановки (режиссер, он же худрук площадки, в прошлом актер Театра Луны – Дмитрий Бикбаев): комедию с кокетливо-обличительным названием «Куда смотрит прокурор?» и – что называется, в струю – драму «Погружение», где, как гласит аннотация, предметом театрального разговора становится «культура отмены». Словом, вопрос контента совсем не простой, хотя список гастролеров дает надежду на широту взгляда (уже приезжал уральский Центр современной драматургии).

Но, кажется, как и в советское время, когда настоящие писатели уходили в детскую литературу, чтобы иметь хоть какую-то возможность печататься, среди независимых театров появляется все больше условно детских, а скорее семейных. Так, одним из резидентов «Арт-платформы» стал петербургский «Театральный проект 27», который прицельно занимается театром для подростков. Театром новой формации, где за литературную основу берутся недавно переведенные европейские произведения или специально написанные драматургами проекта пьесы-сценарии, а игровой метод актерского существования также призван увести от шаблонов восприятия. В «Сочинении про Джобса» (был сыгран на «Арт-платформе» в рамках фестиваля «Новые люди») пятеро актеров разыгрывают на пустой сцене биографию создателя Аррle как историю становления чудаковатого гения, который проходит путь от обычного американского школьника из бедной семьи до лидера двух мировых корпораций. И самым неожиданным вдруг оказывается, что секрет культовой личности Стива Джобса (его играет сам режиссер Иван Пачин, внешне напоминающий изобретателя) – в его особом умении убеждать людей в своих идеях и неустанно добиваться своих целей. Такой вдохновляющий урок и несет трагикомичный спектакль, где творчество воплощается с помощью подручных предметов вроде компьютера, собранного из листов обычной фанеры, а жизнь преломляется сквозь театр – ведь «возвращение» героя в детство происходит из точки знания собственной скоропостижной смерти.

Спектакль «Тоня Глиммердал» – инсценировка книги норвежской писательницы Марии Парр. Тут сцена, напротив, обильно обжита декорациями, миловидными скандинавскими домиками с малюсенькими окошечками и тряпичными фигурками персонажей (художник Ольга Галицкая). А на сцене царит девочка-подросток Тоня из норвежской деревеньки а-ля современная Пеппи Длинныйчулок с ворохом приключений (ее играет актриса Театра Вахтангова Евгения Ивашова). Яркий, по-скандинавски уютный спектакль, как качели, бросает из смеха в слезы актерскими эскападами и режиссерской сменой ритма, от комического до лирического, игрой с масштабами – от актрисы к миниатюрным куклам, которых по задумке можно даже разглядывать в специально выданный бинокль, пока они крутятся на пластинке патефона или рассаживаются на микростульчиках. Как и книга, он неожиданно говорит с подростками на очень серьезные и даже ранящие темы: о неполной семье, о конфликтах родителей, об ухудшающейся экологии... Наверное, это очень непривычно для «детского» спектакля, но именно такой театр взросления и нужен сегодня. 


Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
1729
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
6440
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
3014
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5205

Другие новости