0
4254
Газета Культура Печатная версия

27.10.2022 18:00:00

Большой в Большом. Главный театр России принимает белорусских коллег

Тэги: белоруссия, большой театр, гастроли


белоруссия, большой театр, гастроли Всадник дикой охоты Алесь Ворона (Станислав Трифонов) и Надежда Яновская (Елена Золова ) из древнего шляхетского рода. Фото Ирины Малаховой/Большой театр Беларуси

В свой 90-й юбилейный сезон Большой театр оперы и балета Белоруссии отправился на важные гастроли – в Москву, в Большой театр России.

Впервые таковые состоялись через семь лет после возникновения театра – в предвоенном 1940-м: тогда в столице СССР коллектив демонстрировал достижения молодой белорусской оперы и завоевал признание: получил от советского правительства орден Ленина и наименование «Большой». Последнее было оправдано еще и тем, что за год до того театр обрел свой дом – Иосиф Лангбард возвел на Троицкой горе в Минске великолепный дворец в стиле конструктивизма. К слову, одно из немногих в столице Белоруссии зданий, что уцелело в годы войны в тотально разрушенном Минске.

С тех пор белорусский Большой гастролировал в Москве не раз. С оперой реже, с балетом чаще, особенно в постсоветские годы: первая в последний раз гостила в российском Большом в 2004-м («Хованщина»), второй – в 2016-м («Витовт»). На этот раз театр привез и то, и другое: современную белорусскую оперу «Дикая охота короля Стаха» и мировую классику – балет «Щелкунчик». Ожидается, что в следующем году Большой театр России нанесет ответный визит в Минск: это станет хорошим подарком белорусскому тезке-побратиму, который в мае 2023-го будет праздновать свое 90-летие.

«Стаха» Москва уже видела, правда, весьма давно: в 1990-м белорусы привозили совсем свежую тогда оперу Владимира Солтана (1989) в постановке тогдашнего главного режиссера театра Вячеслава Цюпы. Эта работа жила на минской сцене долго – 22 года, получила Государственную премию БССР и была любима публикой. Теперь белорусский Большой решил второй раз «попытать счастья» на территории национальной классики, которая одновременно является и современной оперой.

Творчество Солтана, безвременно (в 44 года) ушедшего талантливого белорусского композитора, – своего рода апофеоз поисков белорусской композиторской школы советского периода, в котором она возникла и достигла впечатляющих вершин. Солтан – автор трех опер и двух симфоний: «Дикая охота короля Стаха» стала его самым грандиозным и известным сочинением. Его литературная основа – одноименная детективно-мистическая повесть еще одного белорусского советского классика Владимира Короткевича: широкой аудитории в бывшем СССР она известна по одноименной киноэкранизации 1979 года режиссера Валерия Рубинчика.

В повести Короткевича сплетены мистика, детектив, шляхетский и народный быт начала прошлого века: какая линия важнее, сразу и не скажешь. На поверхности удержания читательского интереса – необычная фабула, манящая интрига, загадочная и даже пугающая. Но глубже – другой пласт, быть может, более важный и интересный: история и характер народа, судьба края, его уникальность, непохожесть на соседей, которую узреть в землях «вечного пограничья» – между Россией и Польшей, между православием и католицизмом – надо еще суметь.

Музыка Солтана развивает эти мотивы. Здесь и народные сказительные плачи вроде щемящей лейттемы «Ой, летели гуси из-под Белой Руси...», роднящие «Дикую охоту...» с «фольклорными» страницами партитур других советских авторов – Щедрина или Гаврилина. И шляхетский гонор бальной сцены с роскошным вальсом, отсылающим к полонизированным страницам партитур Глинки, Мусоргского или Римского-Корсакова. И тревожный саспенс мистических сцен блуждания по замку Яновских всевозможных призраков. И наконец, грозная скачка потусторонних сил, собственно дикая охота – архетипический лейтмотив европейской мифологии, переданный композитором благодаря звуковой мощи и искусному сочетанию метро-ритмических и тембральных оркестровых средств с невероятной убедительностью.

Попытка синтеза столь разнородных мотивов неизбежно ведет к некоторой эклектике и даже рыхлости сочинения, но повышает столь удобную для современного зрителя кинематографичность оперы, когда контрастирующие по эстетике и настроению сцены стремительно и порой неожиданно сменяют друг друга. Интересен и фактически открытый финал оперы: в отличие от Короткевича, у которого все предельно ясно: темные силы повержены, лирическая пара (Надежда Яновская и Андрей Белорецкий) обретает покой и счастье, покинув место раздора и коварства (фамильное имение Яновских «Болотные ели»), у Солтана после апокалиптической кульминации – разнузданного пира преступной шляхты – звучит лишь протяжный хор со все тем же припевом про гусей, допускающий любую интерпретацию разрешения сюжетной коллизии.

Как раз финал и стал самым невнятным местом новой постановки (режиссер Анна Моторная, художник Андрей Меренков, костюмы Татьяна Лисовенко и др.): разрешение бурной сцены поединка злодея Дубатовка и благородного героя Белорецкого остается неясным для публики, а одинокие фигуры влюбленной пары на фоне природных красот могут быть поняты как угодно – как счастливое освобождение от рукотворного квазимистического морока как в реальности, так уже и в лучшем из миров. Остальное удалось постановщикам гораздо больше: в зримых образах воплощены и этнографический, и мистический компоненты, реалистические образы соседствуют с метафорическими, современное звучание постановке добавляет обилие видеоконтента (Нелла Огренич), что роднит ее с эстетикой спектаклей Михаила Панджавидзе, определявших в предыдущее десятилетие лицо белорусского Большого.

Сложную современную партитуру убедительно представил оркестр под водительством Юрия Караваева и хор Нины Ломанович, среди вокальных работ особенно запомнились мужские голоса – баритон Владимир Громов (Белорецкий), тенор Дмитрий Шабетя (Дубатовк), бас Андрей Валентий (крестьянин Рыгор). 


Читайте также


Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1412
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
1849
Белорусские оппозиционеры просят их помиловать

Белорусские оппозиционеры просят их помиловать

Дмитрий Тараторин

Все больше заключенных, осужденных за антипрезидентские выступления, обретают свободу

0
2390
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
6653

Другие новости