Анна Малькина, Ольга Бутенко, Анна Холмовская и Мария Чудовская поют преимущественно квартетом, периодически выступая с витиеватыми мелодекламационными речитативами. Фото Елены Лапиной
В новом сезоне Детский музыкальный театр имени Наталии Сац продолжает проект «RE-Конструкция». Пока главная сцена еще не распахнула свои двери для слушателей после затянувшегося ремонта, в просторном фойе ожила еще одна партитура из «багажа» современной академической музыки.
Пожалуй, театру впору называться «детским музыкальным авангардным», так много здесь звучит сочинений композиторов XX века и нашего времени. На этот раз Георгий Исаакян обратился к опере «Четыре девушки» лидера советского авангарда Эдисона Денисова, охотно приняв инициативу дирижера Валерия Платонова (он был знаком с композитором, который и подарил ему клавир оперы). В конце 80-х «Четырех девушек», написанных на основе бессюжетной пьесы Пабло Пикассо, не приняла советская цензура (еще бы, большую часть действия эти юные нимфы должны были быть обнаженными).
И только в 1990 году премьеру осуществил в московском театре «Форум» дирижер Дмитрий Юровский. Последний раз «Четыре девушки» звучали 16 лет назад в Московской филармонии, в концертном исполнении – дирижировал тогда Геннадий Рождественский, который, собственно, и предложил Денисову воплотить сюрреалистский текст Пикассо в музыке.
В фойе Театра Сац опера также была представлена в концертной версии: четыре девушки в бальных платьях стояли спиной к оркестру, а на экране демонстрировался текст на русском языке (автор перевода был не указан, а сам Денисов написал либретто изначально на французском).
Такая статичность вызвала некоторое сомнение. Понятно, что публике не нужно прямой иллюстративности, да и нет необходимости показывать, как девочки-подростки сначала резвятся на лужайке, а затем обезглавливают козу (хотя какой-нибудь западный режиссер вроде Ромео Кастеллуччи с этим бы справился великолепно). Но и лишать эту оперу театрализации или перформативности – тоже не вариант.
Чувственно-экзальтированная, воспевающая образы вечной красоты и женственности музыка Денисова подразумевает некое движение, хотя бы минимальное действие – кстати, у Рождественского одним из главных участников того концертного исполнения была труппа Татьяны Багановой «Провинциальные танцы». И весьма жаль, что Исаакян обошел стороной важную композиторскую ремарку: «Сильный запах жасмина заполняет зал». Денисов наверняка хотел расширить понятие «синтез искусств» и дать возможность слушателю максимально погрузиться в эту музыку, раздвинуть границы восприятия.
Впрочем, концертная статичность хороша тем, что все внимание акцентировано на собственно музыке. Денисов написал камерную одноактную оперу, в которой участвуют четыре женских голоса и эпизодически хор. Здесь нет традиционных арий и дуэтов – скорее «Четыре девушки» можно назвать ансамблевой оперой. Анна Малькина, Ольга Бутенко, Анна Холмовская и Мария Чудовская поют преимущественно квартетом, периодически выступая с витиеватыми мелодекламационными речитативами (композитор определял сочинение как «оперу-игру, где само пение есть игра»).
От вокалисток прежде всего требовалось сохранить ансамблевую целостность, не заблудиться в сложной фактуре и тесситуре – и четыре солистки Театра Сац с этим справились прекрасно. Голоса девушек словно возвышались над оркестровой звуковой «пучиной», состоящей из мелких сонорных мотивов, красочных гармоний в духе Дебюсси. Оркестр под управлением Валерия Платонова (кстати, в 80-х продирижировавшего и другой, более известной оперой Денисова – «Пеной дней») будто складывал изящную звуковую мозаику, вовлекая в атмосферу таинственности и загадочности – «красоты исчезающей, красоты тончайшей»…